18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Исторический музей приглашает выйти в Дикое поле

Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ. Фото: Государственный исторический музей
Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ.
Фото: Государственный исторический музей
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Новый проект рассказывает о том, что каждый из нас по-своему кочевник, хотя бы через прапрабабушку, и демонстрирует все многообразие народов Великой степи во времена войны и мира с помощью археологических артефактов и произведений современных авторов

Термин «Дикое поле», ставший частью названия выставки в ГИМ, в исторической науке характеризует конкретную географическую территорию Северного Причерноморья. Между Днестром и Доном оседлые славянские народы веками схлестывались с кочевниками. Однако охват проекта гораздо шире. На самом деле тема — вся Великая степь, простирающаяся практически до Тихого океана. «Слово „дикое“ мы включили в название, чтобы подчеркнуть остроту взаимоотношений между этими двумя мирами, кочевников и оседлого населения», — рассказала нам искусствовед Залина Тетермазова, куратор выставки.

Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ. Фото: Государственный исторический музей
Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ.
Фото: Государственный исторический музей

Образ всадников, как гроза налетавших на древнерусские города, настолько въелся в память и подпитывается школьным образованием, что от выставки о кочевниках ожидаешь именно рассказа об их воинственности. Однако, несмотря на эту подсознательную славянскую травму, никто не спорит с тем, что в итоге кочевники были побеждены и ассимилированы и теперь до Тихого океана простирается Российская Федерация. Рассказывать о ее этническом разнообразии и древнем наследии — один из трендов современной государственной музейной политики. Выставка находит верную интонацию: она не столько о набегах, сколько о повсе­дневном взаимодействии России и кочевников, которые в той или иной степени были предками многих из нас.

Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ. Фото: Государственный исторический музей
Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ.
Фото: Государственный исторический музей

А ведь этих кочевников было так много, и они такие разные: скифы, сарматы, аланы, гунны, хазары, печенеги, половцы, монголы. Волнами накатывались они на евразийские земли. И некоторые исчезали, словно пена. Поэтому полноценно рассказывать о них тяжело из-за дефицита подлинных памятников. По словам археолога Натальи Шишлиной, другого куратора проекта, именно по этой причине экспозиция получилась сложной, составной, многоголосной.

Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ. Фото: Государственный исторический музей
Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ.
Фото: Государственный исторический музей

Первая группа экспонатов — свидетельства, которые оставили о кочевниках их соседи (порой очень испуганные), оседлые народы с развитой письменностью. Это документы и изображения — классический исторический нарратив. Вторая группа — более этнографический раздел, в нем подлинные предметы представленных наций. Это находки археологов. Самые древние — III тыс. до н.э., а самые крупные — «половецкие бабы», каменные идолы. Здесь же — подлинные предметы быта кочевников, правда, в основном поздние. В одном из залов раскинется настоящая юрта (начало ХХ века). Из музейных фондов достанут халат из китайского шелка рубежа XIII–XIV веков. Впервые представлен женский головной убор «бокка», найденный при раскопках в селе Ремонтное, — реставраторы музея сотворили с ним настоящее чудо. Золото скифов и сарматов поступило из музеев Азова и Ростова-на-Дону. Отдельно отметим серебряную пайцзу хана Узбека из собрания Петра Щукина.

Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ. Фото: Государственный исторический музей
Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ.
Фото: Государственный исторический музей

Наконец, третий раздел — это образы: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы» и тому подобное. Рассказ о «чужом» через фантазию становится популярной выставочной темой: только что в ГМИИ прошел аналогичный проект «Образы Испании». В Историческом же музее можно увидеть другую сторону ойкумены. Из XVI века — географические карты Ортелия с загадочными фигурами, от путешественников эпохи Просвещения — внимательные зарисовки костюмов разных народностей, все это соседствует в залах с полотнами из «Туркестанской серии» Василия Верещагина. Из произведений начала ХХ века, который был особенно влюблен в эту дикую тему, представлены «Соляные столпы» Наталии Гончаровой, волшебная дымка степных пейзажей Павла Кузнецова.

Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ. Фото: Государственный исторический музей
Выставка «Дикое поле. В вечном движении» в ГИМ.
Фото: Государственный исторический музей

Впервые экспонируются рисунки участника экспедиций по Северной Монголии, сына монголки Сергея Колесникова (1889–1952) из серии «Монголия» (1910–1920-е) из собрания ГМИИ. Фонд Марджани поделился коллажами современного художника Рината Миннебаева. Также представлены иллюстрации Владимира Фаворского к эпосу «Джангар». Не обойтись и без обязательного набора — пейзажей Николая Рериха и скульптур Даши Намдакова. Таким образом, каждый может попробовать найти свой путь для понимания Великой степи: или через строгую науку, или через романтичную фантазию.  

Государственный исторический музей
«Дикое поле. В вечном движении»
До 9 сентября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+