18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Город золотых огней и «Голубой розы»

Саратов. Вид города со смотровой площадки. Автомобильный мост через реку Волгу, соединяющий города Саратов и Энгельс. 2016. Фото: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори
Саратов. Вид города со смотровой площадки. Автомобильный мост через реку Волгу, соединяющий города Саратов и Энгельс. 2016.
Фото: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

В истории русского искусства и музейного дела Саратов занимает место, которое трудно переоценить

Все дороги Саратова ведут к Крытому рынку. Туда приходят городские автобусы из отдаленных районов — Ленинского и Заводского. Там, у фонтана между рынком и цирком, по старинке назначают встречи. «Остановите у Крытого», — просишь таксиста, собираясь пройтись классическим городским маршрутом, по пешеходному проспекту Столыпина до консерватории и дальше к набережной. Вряд ли архитектор Василий Люкшин, строивший здание на месте базара, где царили хаос и антисанитария, мог себе представить, какая его ждет судьба.

Эффектное здание в стиле модерн со стеклянным куполом, лепниной и атлантами открыли в 1916-м. По периметру располагались небольшие магазины и лавки, внутри — торговые ряды. Они там и сейчас. Заходишь — оказываешься в царстве пузатых томатов и пучков укропа, сушеной чехони и воблы, брусков масла, хлеба, сыра — словом, всего, чем только может гордиться купеческий поволжский город.

В самом центре, аккурат под куполом, высится фонтан с двумя бронзовыми скульптурами веселых колхозниц, словно приехавшими сюда прямиком с ВДНХ. Крестьянки работы неизвестного автора появились уже в 1930-е.

Фонтан в здании крытого рынка, построенного в 1916 году по проекту архитектора Василия Люкшина, на одной из улиц Саратова. Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Фонтан в здании крытого рынка, построенного в 1916 году по проекту архитектора Василия Люкшина, на одной из улиц Саратова.
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Теперь у рынка начинается «саратовский Арбат» — пешеходный проспект Столыпина. В честь Петра Столыпина, который успел побывать не только председателем совета министров, но и саратовским губернатором, проспект назвали недавно, в 2022-м. Название, впрочем, не прижилось: местные до сих пор называют его проспектом Кирова. Дореволюционное имя улицы — Немецкая: на ней селились немцы Поволжья.

Памятников, напоминающих о европейских колонистах, в городе осталось немного. Если у соседки Самары есть и лютеранская церковь, и католический костел, то Саратову похвастать особенно нечем. На месте лютеранской церкви вырос корпус аграрного университета, а кафедральный католический собор на Немецкой улице в советские годы перестроили в кинотеатр «Пионер». Потом, в 2000-е, закрыли и его, вверив здание, спрятавшее красоту за уродливым стеклянным фасадом, ресторану быстрого питания и кофейням. Все это было бы совсем печально, если бы не открывшийся центр культуры. Здесь, в малом кинозале, проходят виртуальные выставки, посвященные истории города. Надеваешь VR-очки и смотришь, например, как тот самый костел превращали в кинотеатр или каким был главный собор города — Александро-Невский.

Сейчас на его месте стадион «Динамо», где летом играют в футбол, а зимой всем городом катаются на коньках. Напротив стадиона — Консерватория имени Л.В.Собинова. Ее бесконечно изображают на открытках и магнитах и в целом справедливо считают самым красивым зданием Саратова.

Неоготическое здание с химерами на фасаде и витражами правда выглядит эффектно и напоминает о Европе. Это неслучайно. Архитектор Семен Каллистратов, перестроивший первое здание музыкального училища, которое горожане не любили и называли хлебным элеватором, несколько лет провел в Швейцарии. С помощью готики он хотел связать новую консерваторию с соседями — католическим собором и лютеранской церковью, вписав новую постройку в облик города.

Саратовская консерватория стала третьей в России — после столичных. В ней выступали и Федор Шаляпин, и, разумеется, Леонид Собинов, в честь которого учебное заведение назвали впоследствии.

Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова. 2014. Фото: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори
Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова. 2014.
Фото: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Здесь проспект Столыпина заканчивается. Дальше у путешественника два пути: спуститься к набережной или повернуть на улицу Радищева, к главному саратовскому музею. Он тоже носит имя Александра Радищева, что совсем неудивительно: автор «Путешествия из Петербурга в Москву» детские годы провел в Саратовской губернии.

Радищевский музей — явление неординарное сразу по нескольким причинам. Начнем с того, что появился музей благодаря внуку Радищева выдающемуся маринисту Алексею Боголюбову. В 1877 году художник, живший в Париже, объявил о желании подарить свою богатую коллекцию живописи городу Саратову, при условии, что будущий музей будет размещаться «в постоянном, неизменном, прочном и приличном» помещении, доступном для публики всех сословий.

Восемь лет спустя музей открылся в специально построенном здании: картины из своей коллекции подарил Александр III, который хорошо знал Боголюбова. Кстати, москвичи, которые по какой-то причине пропустили недавнюю выставку Боголюбова в Третьяковке, могут наверстать упущенное в Саратове: с 29 марта по 15 сентября в музее проходит аналогичная выставка, посвященная 200-летию со дня рождения художника.

Перечислять имена в экспозиции Радищевского музея можно долго. Федор Рокотов и Дмитрий Левицкий, Василий Тропинин и Карл Брюллов, Сильвестр Щедрин и Орест Кипренский. Разумеется, передвижники. Разумеется, знаменитые уроженцы Саратовской губернии. Экскурсоводы музея с гордостью расскажут о зарождении художественного объединения «Голубая роза»: здесь, в Саратове, в конце XIX века трое друзей — Павел Кузнецов, Петр Уткин и Александр Матвеев, вдохновленные своим старшим товарищем Виктором Борисовым-Мусатовым, впервые задумались об эстетике символизма. Эти мысли приведут их в 1907 году к выставке «Голубая роза» в Москве.

Парадная лестница Радищевского музея. Фото: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
Парадная лестница Радищевского музея.
Фото: Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева

Особую радость вы доставите экскурсоводу, если попросите показать работы Николая Гущина. Художник невероятной судьбы, ученик Константина Коровина и Сергея Малютина, друживший с Владимиром Маяковским и семьей Бурлюков, с 1922 по 1947 год жил во Франции. Он выставлялся в Лондоне и Париже, во время войны участвовал в Сопротивлении, а вернувшись в СССР, был поражен в правах и поселился в Саратове, где работал реставратором в Радищевском музее. Саратовские нонконформисты сформировали вокруг опального мастера кружок почитателей. Работы художников «гущинского круга» тоже есть в музее.

В коллекции европейского искусства выделяется одно полотно, которое в принципе встретить в российском региональном музее не ожидаешь. Это «Триумф Вакха» Джорджо Вазари. Картина в 1850 году стала частью коллекции Эрмитажа и была передана в Саратов в 1885-м, к открытию Радищевского музея. На выставки шедевр Вазари, как правило, не выезжает — слишком уж ценный.

Сегодня у музея несколько филиалов. Дома Виктора Борисова-Мусатова и Павла Кузнецова в Саратове тоже его часть. Художники жили хоть и в разных концах города, но оба недалеко от Волги.

Саратовскую набережную не так давно продлили и все еще продолжают строить. Велодорожки и киоски с мороженым, граффити и спортивные площадки, рыбаки с удочками и, главное, вид на арочный мост — на набережной лучше всего гулять ближе к вечеру и в теплое время года. Тогда Саратов, купеческий город золотых огней, наверняка покажет лучшую свою сторону. 


Дом-музей К.С.Петрова-Водкина в Хвалынске

Интерьер дома-музея К.С.Петрова-Водкина в Хвалынске. Саратовская область.  Фото: Марина Круглякова/ТАСС
Интерьер дома-музея К.С.Петрова-Водкина в Хвалынске. Саратовская область.
Фото: Марина Круглякова/ТАСС

Ознакомившись с живописью Кузьмы Петрова-Водкина в Радищевском музее, можно отправиться на родину художника, в Хвалынск. Дорога из Саратова на автомобиле зай­мет часа три. Петров-Водкин регулярно приезжал в город, где провел детство. Художник любил это место: оттуда он, по воспоминаниям, «всматривался в мир». Сегодня деревянный дом, который Петров-Водкин купил для родителей, — филиал Радищевского музея. В нем сохранились подлинные предметы мебели. Например, стол, за которым мать художника писала сыну письма.


Малая мельница Шмидтов

Здание мельницы.  Фото: Wikimedia Commons
Здание мельницы.
Фото: Wikimedia Commons

Семью Шмидт называли саратовскими мукомольными королями. После революции судьба Шмидтов и их наследия сложилась не слишком удачно. В Саратове им принадлежали две мельницы. Большую снесли в 2008 году, чтобы построить жилые дома. Малая — выдающийся памятник промышленной неоготики (1860) — сохранилась, хотя и переживает не лучшие времена. Увидеть мельницу можно только снаружи. Несколько лет назад квартал на улице Чернышевского вокруг мельницы планировали сделать модным кластером, но проект так и не был реализован.


Мемориальный комплекс «Журавли»

Памятник «Журавли» в Саратове.  Фото: Wikimedia Commons
Памятник «Журавли» в Саратове.
Фото: Wikimedia Commons

Монумент начала 1980-х, посвященный погибшим в годы войны саратовцам, видно из разных точек города. Путешественники сюда добираются не всегда: «Журавли» не в центре, и ехать туда от проспекта Столыпина нужно на автобусе или такси. Меж тем со смотровой площадки у мемориала открывается лучшая панорама: видно и город, и Волгу. Сам памятник авторства Юрия Менякина — небанальный образец советского монументального зодчества. Аллея Славы вымощена дореволюционной брусчаткой, снятой с улиц: Менякин был также главным архитектором города.


Музей «Дом со львом» в селе Поповка

Музей «Дом со львом».  Фото: Музей «Дом со львом»
Музей «Дом со львом».
Фото: Музей «Дом со львом»

В 25 км от Хвалынска находится музей, расположенный в крестьянском доме. Известность он получил благодаря росписям на стенах, которые обнаружили в 2009 году студенты из Саратова. На одной из стен посетители как раз могут увидеть льва с «человеческим» лицом: зверь лежит у воды среди деревьев. Такие настенные росписи — большая редкость, однако прежние владельцы дома не видели в них ценности. Дом выкупила искусствовед из Петербурга Юлия Терехова, превратила его в музей и спасла таким образом росписи начала XX века от разрушения.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+