18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем

Под большой выставочный проект о людях, норме и психическом здоровье — «ПНИ. Самая закрытая выставка России» — отведена половина экспозиционного пространства Нижегородского государственного художественного музея на площади Минина и Пожарского. Русскому искусству XX века пришлось потесниться в пользу маргинального искусства XXI века и очень важного не только в художественном, но и в этическом смысле совместного проекта фотохудожника Юрия Козырева, шестикратного лауреата премии World Press Photo, в прошлом известного военного корреспондента, и художника Алексея Сахнова, который с 1994 года живет в психоневрологическом интернате Петергофа.

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Инициатор и мотор проекта Нюта Федермессер упомянула любопытную деталь: разделенные на отсеки-палаты помещения музея и его длинные, похожие на больничные коридоры идеально подошли для выставки. Не так уж и далеки друг от друга миры социальных учреждений — открытого для публики художественного музея и спрятанного подальше от глаз, за глухую стену и окна с решетками, психоневрологического интерната. Перспектива музейного коридора с видеоработами и объектами вдоль стен без предупреждения переходит в больничный коридор на огромной фотографии Юрия Козырева — пугающая визуализация отсутствия границы между мирами.

Почувствовать себя лишенным дееспособности получателем социальных услуг нам предлагается прямо на входе. Здесь оборудована клеть с невзрачной больничной одеждой и обувью, которой государство обеспечивает своих проблемных граждан. Формально это не психиатрическая больница и не тюрьма, но сходство налицо. Наденьте застиранный халат и растоптанные шлепанцы, попробуйте пройти тест на дееспособность — кто знает, какие когнитивные или психические нарушения он выявит? Вполне может оказаться, что большинству из нас самое место в ПНИ.

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Это работает и в обратную сторону. Юрий Козырев устроил чуть ли не fashion-сессию в одном из интернатов — переодел его жителей в «цивильное», и вы не отличите многих из них от своих соседей или коллег. И кстати, посмотрите на себя в зеркало! По словам фотографа, все это «шоу» с переодеванием стало праздником для участников. Существование в интернате беспросветно регламентировано — любое изменение мучительного однообразия вызывает активный, живой интерес.

Три следующих зала, оформленные сеткой-рабицей, детально документируют разные аспекты жизни «за стеной»: прогулки, любовь, еда, общение, конфликт, тоска… Ряды малоформатных фотографий, сгруппированных по темам, складываются в неутешительный диагноз нам, полагающим себя здоровыми и дееспособными людям. «Мы зашли в комнату к детям, а они все качаются. Обхватят себя руками и качаются. И те, кто постарше, и совсем маленькие. Женщина нам объяснила, что так они себя успокаивают», — я подслушиваю разговор двух посетительниц. Дамы сравнивают «травмирующий» опыт посещения детского интерната с этой «эмоционально затратной» выставкой.

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Ужас остановившегося в «зазеркалье» времени был бы невыносим, но в последнем зале, обустроенном искусственным газоном и напоминающем игровую комнату, собраны иллюстрации того, как общественники и волонтеры «Региона заботы» меняют к лучшему жизнь особых людей, обитающих в особых домах. Открытость явно идет на пользу всем: и пациентам, и сотрудникам психоневрологических интернатов, и волонтерам. «Нам всем не хватает любви и заботы. Но кого-то из нас права на любовь лишила система. За что? — ведет экскурсию Нюта Федермессер. — Мы представляем для тех, кто живет в интернатах, намного большую опасность, чем они для нас. А они переполнены любовью, которую им не на кого расходовать. Они нас ждут, нам радуются, нас прощают, раз за разом…»

Зал на втором этаже музея полностью отдан арт-студии петербургской благотворительной организации «Перспективы», которая с 2001 года работает на территории интерната № 3 в Старом Петергофе, под выставку «Музей перспектив. Открытое хранение». За долгие годы накопилось обширное собрание произведений, объектов и оригинальных работ художников. Объединить в экспозиционный проект работы многочисленных, очень непохожих между собой авторов, художественную и документальную фотографию Юрия Козырева, скульптуру Алексея Сахнова оказалось трудной кураторской задачей. Только четвертый из приглашенных в проект «ПНИ. Самая закрытая выставка в России» кураторов рискнул работать с «токсичной», больной для общества темой. Георгию Никичу удалось пройти по границе между мирами, сделать выставку безоговорочно цельным художественным высказыванием.

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

«Сразу возникает вопрос: это пациент или художник, получатель государственных услуг или создатель, автор оригинального собственного мира? Потому что условия его жизни и способы его жизни де-факто очень современны. Обычный художник живет в „светской“ действительности на выставках, в Союзе художников, на художественном рынке, а художники, представленные здесь, осуществляют себя в маргинальной ситуации: они не думают о художественном рынке, о материальном, потому что не имеют возможности самообеспечения за счет творческой работы. Их творчество естественно. Чаще всего они не знакомы с историей искусства, с современным контекстом, у них нет идеи карьеры. Это чистая самореализация, преодоление, выход за границы собственной жизни», — объясняет куратор выставки Георгий Никич.

Границы художникам навязываются извне — нашим отношением и бюрократическими ограничениями. Графика Юлии Косульниковой приехала за день до открытия, работы пришлось буквально с боем изымать у администрации интерната. Юлия Косульникова уже довольно известный автор с собственной манерой и стилем, участвовала в Уральской индустриальной биеннале, выставлялась на «Винзаводе», в Еврейском музее и центре толерантности, ее работы есть в коллекции Русского музея. Она делает искусство из своего окружения. Все, что попадает в ее ограниченное поле зрения: больничная палата или быт интерната, — может стать сюжетом картины, перерабатывается в изображение, обобщается и наполняется смыслом. И эти обобщения не всегда совпадают с административными представлениями об искусстве.

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Хотя участники выставки, по словам куратора, далеки от художественного контекста, их работы ярко представляют современные художественные стратегии от ар-брют до вполне концептуалистского по духу документирования, кодификации реальности и даже видео-арта. Перед нами целая галерея зрелых авторов с нетривиальным взглядом на мир и сформулированным творческим методом.

Невозможно пройти мимо эффектных картин Ильгара Наджафова (1974–2021). К сожалению, талантливый художник рано умер от коронавируса. Но жизнь неистово полыхает цветом на его графических листах, завязывается в наэлектризованные узлы, в ориентальный орнамент рыб, змей, каких-то инфузорий и Конфуция, «обед для которого съела моя маленькая мама» (название одной из работ).

«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в  Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Прямо напротив выхода из зала на втором этаже — постоянная экспозиция музея. Захожу и упираюсь в «Орхидеи» Наталии Гончаровой. Интересно, знал ли Ильгар Наджафов о лучизме? Может быть, и знал. Как он вообще стал художником и сформировался бы, как и многие другие участники этой выставки, художником, если бы он не провел свою жизнь за стенами психоневрологического интерната, преодолевая телесные границы недуга и социальный обскурантизм?

Посетителей на открытии так много, что художники — участники выставки в сопровождении волонтеров теряются в толпе. Здесь они практически неотличимы от нас. И это еще одно визуальное подтверждение гуманистического посыла проекта «ПНИ»: особые люди — это просто люди, поставленные жизнью в особые обстоятельства. Как заключил куратор Георгий Никич, «каждый свободный человек должен ощущать себя хозяином судьбы, в которой он волен, а не той судьбы, которую ему навязала организация, — об этом вся выставка».

Нижегородский художественный государственный музей
«ПНИ. Самая закрытая выставка России»
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+