18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Сентиментальная и всемирная история лошадки-качалки

Русская лошадка-качалка с традиционной городецкой росписью. Такие модели выпускали в СССР начиная с 1960-х годов. Фото: Издательство «Три квадрата»
Русская лошадка-качалка с традиционной городецкой росписью. Такие модели выпускали в СССР начиная с 1960-х годов.
Фото: Издательство «Три квадрата»
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Популярная, но вроде бы незатейливая игрушка для самых малолетних — что в ней интересного? Елена Кармацкая находит нужные слова и сюжеты, чтобы летопись бытования лошадки-качалки оказалась не только трогательной, но и весьма познавательной

Если бы книги можно было ранжировать по количеству вложенной в них любви, эта оказалась бы в топе. Книга написана художником, реставратором, коллекционером старинной игрушки Еленой Кармацкой о лошадках из ее коллекции. Первая появилась в ее собрании в 2008 году, и с тех пор автору удалось собрать и обобщить огромное количество информации о лошадках качалках и каталках разных стран.

Елена Кармацкая. «Лошадка-качалка: История деревянной игрушки». М.: Три квадрата, 2023. 216 с., ил.
Елена Кармацкая. «Лошадка-качалка: История деревянной игрушки». М.: Три квадрата, 2023. 216 с., ил.

Британские лошадки — самые реалистичные и детализированные, ведь всем известно, что англичане — ярые лошадники. Они смогли пронести традиции изготовления лошадок-качалок как минимум через три столетия вплоть до современности. Английская лошадка чаще всего изображена в летящем галопе и установлена на изящно выгнутые полозья; она сделана из дерева и позже из папье-маше (технология которого перевернула игрушечное производство во всех странах), хвост и грива — из натурального волоса, упряжь повторяет реальную. Здесь же родился «конь педальный», неповоротливый, но обожаемый детьми всего мира.

Американцы запатентовали «безопасный стенд» — неподвижную основу, на которой раскачивается конь, ведь полозья могли отдавить детскую ножку. Французские игрушки были изысканны и делались с расчетом на состоятельную публику. Придуманный тут конь-велосипед рази­тельно отличался от английского: три огромных изящных колеса, деревянное тело и металлическая голова, в которой были ручные «педали». Немецкие лошадки и другие игрушки были очень демократичны — без особых затей, но доступны почти всем. А Швеция вошла в лошадиную историю двумя типами коней: народными даларнскими лошадками, небольшими и ярко-красными, и роскошными конями в барочном стиле, сделанными для шведских юных королей XVIII века.

Лошадка, изготовленная по модели Николая Лаврова. 1930-е. Реставрация — 2022. Фото: Издательство «Три квадрата»
Лошадка, изготовленная по модели Николая Лаврова. 1930-е. Реставрация — 2022.
Фото: Издательство «Три квадрата»

Путь России, как и всегда, был особым. До революции на облик игрушки влияли местные промыслы, а в период СССР разработки велись под контролем дизайнеров и педагогов.

Из документов известно, пишет автор, что уже в XVI веке в селе Клементьеве, затем вошедшем в черту Сергиева Посада, делали и продавали «возки с коньми». Позже пришли технология папье-маше и множество видов отделки — от более дешевой раскраски и обсыпки (резаным волосом на клей) до обтяжки натуральной шкурой. Отдельные главы в книге посвящены мастерам-игрушечникам и музеям игрушки (первый открылся в Сергиевом Посаде в 1918 году, его основателем стал художник Николай Бартрам).

На производство игрушек в СССР оказала сильнейшее влияние работа специалистов Научно-экспериментального института игрушки (НЭИИ), основанного в 1932 году — уже в Загорске, а не прежнем Сергиевом Посаде. Здесь работали настоящие художники-анималисты Алексей Петров, Мария Ломакина, Николай Лавров, позже — Елизавета Лаврова, которые соединяли особенности богородской резьбы, городецкой и дымковской росписи и создавали игрушки лаконичные и выразительные, призванные развивать детское воображение. В 1970-х прессование из опилок сменилось литьем из полиэтилена — появился памятный многим красный конь-богатырь на колесиках.

Модели коней-каталок, разработанные специалистами Загорского НЭИИ в 1960–1970-е. Фото: Издательство «Три квадрата»
Модели коней-каталок, разработанные специалистами Загорского НЭИИ в 1960–1970-е.
Фото: Издательство «Три квадрата»

Кроме увлекательного содержания стоит отметить дизайн этой отлично изданной книги. Она обильно украшена картинками: репродукциями живописи и графики, портретами, где изображены лошадки-качалки, уникальными образцами и страницами торговых каталогов из собраний зарубежных музеев, фотографиями атрибутированных до фабрики и иногда до имени автора лошадками из собрания коллекционера. Трогательная деталь: некоторым, видимо самым любимым, лошадкам Елена Кармацкая дала имена. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+