18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сентиментальная и всемирная история лошадки-качалки

Русская лошадка-качалка с традиционной городецкой росписью. Такие модели выпускали в СССР начиная с 1960-х годов. Фото: Издательство «Три квадрата»
Русская лошадка-качалка с традиционной городецкой росписью. Такие модели выпускали в СССР начиная с 1960-х годов.
Фото: Издательство «Три квадрата»
№120, апрель 2024
№120
Материал из газеты

Популярная, но вроде бы незатейливая игрушка для самых малолетних — что в ней интересного? Елена Кармацкая находит нужные слова и сюжеты, чтобы летопись бытования лошадки-качалки оказалась не только трогательной, но и весьма познавательной

Если бы книги можно было ранжировать по количеству вложенной в них любви, эта оказалась бы в топе. Книга написана художником, реставратором, коллекционером старинной игрушки Еленой Кармацкой о лошадках из ее коллекции. Первая появилась в ее собрании в 2008 году, и с тех пор автору удалось собрать и обобщить огромное количество информации о лошадках качалках и каталках разных стран.

Елена Кармацкая. «Лошадка-качалка: История деревянной игрушки». М.: Три квадрата, 2023. 216 с., ил.
Елена Кармацкая. «Лошадка-качалка: История деревянной игрушки». М.: Три квадрата, 2023. 216 с., ил.

Британские лошадки — самые реалистичные и детализированные, ведь всем известно, что англичане — ярые лошадники. Они смогли пронести традиции изготовления лошадок-качалок как минимум через три столетия вплоть до современности. Английская лошадка чаще всего изображена в летящем галопе и установлена на изящно выгнутые полозья; она сделана из дерева и позже из папье-маше (технология которого перевернула игрушечное производство во всех странах), хвост и грива — из натурального волоса, упряжь повторяет реальную. Здесь же родился «конь педальный», неповоротливый, но обожаемый детьми всего мира.

Американцы запатентовали «безопасный стенд» — неподвижную основу, на которой раскачивается конь, ведь полозья могли отдавить детскую ножку. Французские игрушки были изысканны и делались с расчетом на состоятельную публику. Придуманный тут конь-велосипед рази­тельно отличался от английского: три огромных изящных колеса, деревянное тело и металлическая голова, в которой были ручные «педали». Немецкие лошадки и другие игрушки были очень демократичны — без особых затей, но доступны почти всем. А Швеция вошла в лошадиную историю двумя типами коней: народными даларнскими лошадками, небольшими и ярко-красными, и роскошными конями в барочном стиле, сделанными для шведских юных королей XVIII века.

Лошадка, изготовленная по модели Николая Лаврова. 1930-е. Реставрация — 2022. Фото: Издательство «Три квадрата»
Лошадка, изготовленная по модели Николая Лаврова. 1930-е. Реставрация — 2022.
Фото: Издательство «Три квадрата»

Путь России, как и всегда, был особым. До революции на облик игрушки влияли местные промыслы, а в период СССР разработки велись под контролем дизайнеров и педагогов.

Из документов известно, пишет автор, что уже в XVI веке в селе Клементьеве, затем вошедшем в черту Сергиева Посада, делали и продавали «возки с коньми». Позже пришли технология папье-маше и множество видов отделки — от более дешевой раскраски и обсыпки (резаным волосом на клей) до обтяжки натуральной шкурой. Отдельные главы в книге посвящены мастерам-игрушечникам и музеям игрушки (первый открылся в Сергиевом Посаде в 1918 году, его основателем стал художник Николай Бартрам).

На производство игрушек в СССР оказала сильнейшее влияние работа специалистов Научно-экспериментального института игрушки (НЭИИ), основанного в 1932 году — уже в Загорске, а не прежнем Сергиевом Посаде. Здесь работали настоящие художники-анималисты Алексей Петров, Мария Ломакина, Николай Лавров, позже — Елизавета Лаврова, которые соединяли особенности богородской резьбы, городецкой и дымковской росписи и создавали игрушки лаконичные и выразительные, призванные развивать детское воображение. В 1970-х прессование из опилок сменилось литьем из полиэтилена — появился памятный многим красный конь-богатырь на колесиках.

Модели коней-каталок, разработанные специалистами Загорского НЭИИ в 1960–1970-е. Фото: Издательство «Три квадрата»
Модели коней-каталок, разработанные специалистами Загорского НЭИИ в 1960–1970-е.
Фото: Издательство «Три квадрата»

Кроме увлекательного содержания стоит отметить дизайн этой отлично изданной книги. Она обильно украшена картинками: репродукциями живописи и графики, портретами, где изображены лошадки-качалки, уникальными образцами и страницами торговых каталогов из собраний зарубежных музеев, фотографиями атрибутированных до фабрики и иногда до имени автора лошадками из собрания коллекционера. Трогательная деталь: некоторым, видимо самым любимым, лошадкам Елена Кармацкая дала имена. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+