18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Что может резец в умелых нидерландских руках

Корнелис Корт. По композиции Франса Флориса. Издатель Иероним Кок. «Атлант передает Геркулесу небесный свод». Лист из серии «Подвиги Геркулеса» 1563. Фрагмент.  Фото: Государственный Эрмитаж
Корнелис Корт. По композиции Франса Флориса. Издатель Иероним Кок. «Атлант передает Геркулесу небесный свод». Лист из серии «Подвиги Геркулеса» 1563. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Сто лучших произведений из выдающейся эрмитажной коллекции демонстрируют посетителям выставки «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» разнообразие техник и сюжетов и рассказывают о специфике отношений между художником, гравером и издателем

Это третий проект в новой эрмитажной Галерее графики. Первая выставка была посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка, вторая — раннему нидерландскому рисунку. Теперь перед нами 100 отпечатков нескольких десятков авторов, работавших в XVI веке в Нидерландах. Хронологически — с 1510-х годов, когда на арт-сцену вышел Лукас ван Лейден, «нидерландский Дюрер», и до 1580-х, когда распались Старые Нидерланды. Для непрофессионалов жанр выставки можно определить как введение в тему печатной графики, демонстрация разных способов взаимодействия художника, гравера и издателя, которые то соединялись в одном лице, то выступали каждый по отдельности в составе трио, то работали дуэтами в разных сочетаниях.

Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.  Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж
Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.
Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж

Лукасу ван Лейдену по праву отдан целый зал. Абсолютный классик гравюры резцом, он работал тонким штрихом; доски быстро изнашивались, но и через 100 лет с них продолжали делать оттиски. Эрмитажные листы — «Голгофа», «Четыре евангелиста», «Зубной врач» и «Вергилий в коробе» — из прижизненных. Во «Враче» художник обыгрывает созвучие на нидерландском: вытащить зуб — вытащить деньги. А вот известная история про Вергилия, которого проучила дама (вместо того чтобы поднять ухажера в корзине в свои покои, она оставила его висеть на всю ночь у стены): основной сюжет ван Лейден отодвинул в глубь композиции, а на переднем плане поместил публику, осуждающую поэта и смеющуюся над ним.

Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.  Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж
Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.
Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж

Другой важный персонаж на выставке — Ламберт Суавиус, «Вакханку» которого хвалил Вазари, называя «прекрасной» и «смелой». «Милосердие» — произведение из того же ряда. Художник работал алмазными резцами ювелиров, чтобы получить едва различимые линии и множество оттенков.

Иероним Кок создал крупнейшее в Северной Европе того времени издательство Aux quatre vents («На четырех ветрах»). Там работали все звезды. Питер Брейгель Старший предоставил свою «босховскую» серию «Семь смертных грехов». Гордыня украшена зеркалом и павлином, лень — подушкой и ослом. Франс Флорис отметился «Жертвоприношением Авраама» (гравер Филипп Галле) и популярной в Нидерландах серией «Подвиги Геркулеса», награвированной Корнелисом Кортом.

Питер ван дер Хейден. По композиции Питера Брейгеля Старшего. Издатель Иероним Кок. «Desidia» («Праздность»). Лист из серии «Семь смертных грехов». 1558. Фото: Государственный Эрмитаж
Питер ван дер Хейден. По композиции Питера Брейгеля Старшего. Издатель Иероним Кок. «Desidia» («Праздность»). Лист из серии «Семь смертных грехов». 1558.
Фото: Государственный Эрмитаж

С конца 1560-х годов религиозные сюжеты занимают в нидерландской гравюре центральное место. «Мученичество святого Павла» по композиции Мартена де Воса награвировал Хендрик Гольциус. Тогда ему было 20, большая слава была еще впереди. Именно в те годы стал складываться корпус гравюр, который в 1639 году Клас Висхер издаст под названием, известным у нас как «Библия Пискатора».

Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.  Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж
Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.
Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж

В финале — премьера для публики. Ксилография «Обычаи и образ жизни турок», созданная по семи композициям Питера Кука ван Альста, имеет длину 4,5 м. В 1533 году ван Альст посетил Константинополь и сделал рисунки как эскизы шпалер для султана Сулеймана I. Себя изобразил скромно, султана — пафосно, но заказа на шпалеры не получил. Подготовку издания осуществила художница Мария Верхюльст, вдова мастера. 

Государственный Эрмитаж
«Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е) в собрании Эрмитажа»
До 2 июня

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+