18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От плинфы до панели: зодчество России за тысячу с лишним лет

Иллюстрация Сергея Безверхого. Клуб имени Зуева в Москве. 1927–1929. Фото: Лев Масиель Санчес
Иллюстрация Сергея Безверхого. Клуб имени Зуева в Москве. 1927–1929.
Фото: Лев Масиель Санчес
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Вышла книга «Купола, дворцы, ДК», описывающая архитектуру страны от глубокой древности до наших дней. Лев Масиель Санчес, историк-искусствовед и опытный путешественник, по-новому осветил хрестоматийные памятники и показал множество других

Обобщающий взгляд на историю архитектуры России (словосочетание требует уточняющих оговорок, но об этом ниже) — от первых каменных храмов, построенных византийцами из кирпича-плинфы, до артефактов эпохи сборного железобетона — потребовал от автора известной отваги. Насколько мне известно, его предприятие не имеет аналогов в отечественной историографии.

Во-первых, на историю русской архитектуры никогда не было принято смотреть в целом: материал обязательно дробился на этапы, и делалось это по идейным соображениям. Например, автор первой «Истории русской архитектуры», изданной в 1894 году, археолог и реставратор Андрей Павлинов полагал, что Петр I уничтожил в культуре всякую самобытность, а значит, и говорить о «русскости» применительно к его временам бессмысленно. Вот Павлинов и завершил свою книгу постройками 1680-х годов. В советский период было принято жестко разделять до- и послереволюционную архитектуру. Что же касается ситуации начала XXI века, то она и вовсе еще не имеет систематического описания, это совершенно «живой» материал.

Лев Масиель Санчес. «Купола, дворцы, ДК. История и смыслы архитектуры России». М.: Individuum, 2024. 560 с., ил.
Лев Масиель Санчес. «Купола, дворцы, ДК. История и смыслы архитектуры России». М.: Individuum, 2024. 560 с., ил.

Во-вторых, практически все труды по истории оте­чественной архитектуры, начиная с вышедшего в 1951 году «Краткого курса» под редакцией Сергея Безсонова, создавались коллективами авторов, что исключало всякий субъективизм. Российский историк архитектуры Лев Масиель Санчес, наоборот, написал книгу от первого лица единственного числа, не претендуя на безапелляционность своих умозаключений.

И наконец, в-третьих, эта книга, несмотря на некоторую наставительность (рубрики «Какие слова выучить», «Что почитать» и тому подобное), не является классическим учебником. По своей интонации «Купола, дворцы, ДК», скорее, путеводитель, ведущий читателя не только через пространство, но и сквозь временные слои. В шести главах автор деликатно приоткрывает перед ним эпохи и регионы, придерживаясь наиболее очевидного, хронологического принципа и, к слову, довольно традиционного подхода к памятнику архитектуры, который оценивается с точки зрения его художественных качеств.

Смольный cобор в Петербурге. 1748–1764. Фото: Лев Масиель Санчес
Смольный cобор в Петербурге. 1748–1764.
Фото: Лев Масиель Санчес

Это не значит, что интерес к формально-стилистическим характеристикам постройки вытесняет внимание к историческому контексту, его социально-политическим и религиозным аспектам. Восхищаясь «сказочностью» образа или гармонией пропорций, автор книги предлагает не забывать о стоящих за ними серьезных проблемах. И хотя «Купола, дворцы, ДК» правильнее всего причислить к научно-популярным изданиям, этот научпоп очень качественный, написанный одновременно легко и со знанием предмета. Что случается отнюдь не всегда. Притягательности книге добавляет решение иллюстративного ряда, в который, помимо авторских фотографий, включены рисунки, выполненные архитектором Сергеем Безверхим. Его графическая трактовка памятников отличается той мерой обобщения, которая позволяет выявить главное и характерное.

Иллюстрация Сергея Безверхого. Дом на Моховой улице в Москве. 1932–1934. Фото: Лев Масиель Санчес
Иллюстрация Сергея Безверхого. Дом на Моховой улице в Москве. 1932–1934.
Фото: Лев Масиель Санчес

Само понятие «архитектура России» сегодня не имеет географической определенности, поскольку границы Древней Руси, Московского царства, Российской империи, СССР и Российской Федерации не совпадают, а древнерусское зодчество, зародившись в Киеве и Чернигове, распространилось оттуда на север и северо-восток. Масиель Санчес разум­но относит киевский этап, период раздробленности и вассальной зависимости древнерусских княжеств от Орды к предыстории архитектуры России. Собственно же история начинается во второй главе с приглашения московскими государями итальянских зодчих, то есть с дальнего отблеска Ренессанса на земле Московии. При этом автор уделяет внимание не только столичным, но и региональным традициям, которые были подавлены Москвой в ходе централизации начиная с XVI столетия.

Иллюстрация Сергея Безверхого. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. 1630‐е. Фото: Лев Масиель Санчес
Иллюстрация Сергея Безверхого. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. 1630‐е.
Фото: Лев Масиель Санчес

Столь же изящно разрешена в книге и другая сложность, вызванная привычкой отождествлять архитектуру России именно с русской архитектурой. В империи были столица и провинция, а также колонии, включая Сибирь, изучением региональной архитектуры которой автор книги в свое время специально занимался. Вышло так, что закрепившийся в науке взгляд на архитектуру России XVIII — начала XX века является «петербургоцентричным» (исключение делалось только для Москвы), на регионы и окраины в университетских курсах традиционно не хватает времени, и в итоге даже для специалистов солидная часть материального наследия страны остается терра инкогнита. Чтение книги Масиеля Санчеса — отличный способ избавиться от этой ограниченности, открыв для себя, в частности, многообразие архитектурных традиций, связанных с исламскими и буддийскими регионами. В позднесоветские годы эти традиции ярко проявили себя в архитектуре союзных республик и автономий, где общая модернистская рамка интересно сочеталась с отсылками к национальной идентичности.

Аварский театр в Махачкале. 1948–1967. Фото: Лев Масиель Санчес
Аварский театр в Махачкале. 1948–1967.
Фото: Лев Масиель Санчес

Одна из важнейших мыслей книги состоит в том, что «культура — это всегда трансфер, диалог и обмен». Культурная автаркия, будучи для многих в России непреходящим соблазном, вместе с тем никогда не была исторической реальностью и тем более условием движения вперед. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+