18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От плинфы до панели: зодчество России за тысячу с лишним лет

Иллюстрация Сергея Безверхого. Клуб имени Зуева в Москве. 1927–1929. Фото: Лев Масиель Санчес
Иллюстрация Сергея Безверхого. Клуб имени Зуева в Москве. 1927–1929.
Фото: Лев Масиель Санчес
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Вышла книга «Купола, дворцы, ДК», описывающая архитектуру страны от глубокой древности до наших дней. Лев Масиель Санчес, историк-искусствовед и опытный путешественник, по-новому осветил хрестоматийные памятники и показал множество других

Обобщающий взгляд на историю архитектуры России (словосочетание требует уточняющих оговорок, но об этом ниже) — от первых каменных храмов, построенных византийцами из кирпича-плинфы, до артефактов эпохи сборного железобетона — потребовал от автора известной отваги. Насколько мне известно, его предприятие не имеет аналогов в отечественной историографии.

Во-первых, на историю русской архитектуры никогда не было принято смотреть в целом: материал обязательно дробился на этапы, и делалось это по идейным соображениям. Например, автор первой «Истории русской архитектуры», изданной в 1894 году, археолог и реставратор Андрей Павлинов полагал, что Петр I уничтожил в культуре всякую самобытность, а значит, и говорить о «русскости» применительно к его временам бессмысленно. Вот Павлинов и завершил свою книгу постройками 1680-х годов. В советский период было принято жестко разделять до- и послереволюционную архитектуру. Что же касается ситуации начала XXI века, то она и вовсе еще не имеет систематического описания, это совершенно «живой» материал.

Лев Масиель Санчес. «Купола, дворцы, ДК. История и смыслы архитектуры России». М.: Individuum, 2024. 560 с., ил.
Лев Масиель Санчес. «Купола, дворцы, ДК. История и смыслы архитектуры России». М.: Individuum, 2024. 560 с., ил.

Во-вторых, практически все труды по истории оте­чественной архитектуры, начиная с вышедшего в 1951 году «Краткого курса» под редакцией Сергея Безсонова, создавались коллективами авторов, что исключало всякий субъективизм. Российский историк архитектуры Лев Масиель Санчес, наоборот, написал книгу от первого лица единственного числа, не претендуя на безапелляционность своих умозаключений.

И наконец, в-третьих, эта книга, несмотря на некоторую наставительность (рубрики «Какие слова выучить», «Что почитать» и тому подобное), не является классическим учебником. По своей интонации «Купола, дворцы, ДК», скорее, путеводитель, ведущий читателя не только через пространство, но и сквозь временные слои. В шести главах автор деликатно приоткрывает перед ним эпохи и регионы, придерживаясь наиболее очевидного, хронологического принципа и, к слову, довольно традиционного подхода к памятнику архитектуры, который оценивается с точки зрения его художественных качеств.

Смольный cобор в Петербурге. 1748–1764. Фото: Лев Масиель Санчес
Смольный cобор в Петербурге. 1748–1764.
Фото: Лев Масиель Санчес

Это не значит, что интерес к формально-стилистическим характеристикам постройки вытесняет внимание к историческому контексту, его социально-политическим и религиозным аспектам. Восхищаясь «сказочностью» образа или гармонией пропорций, автор книги предлагает не забывать о стоящих за ними серьезных проблемах. И хотя «Купола, дворцы, ДК» правильнее всего причислить к научно-популярным изданиям, этот научпоп очень качественный, написанный одновременно легко и со знанием предмета. Что случается отнюдь не всегда. Притягательности книге добавляет решение иллюстративного ряда, в который, помимо авторских фотографий, включены рисунки, выполненные архитектором Сергеем Безверхим. Его графическая трактовка памятников отличается той мерой обобщения, которая позволяет выявить главное и характерное.

Иллюстрация Сергея Безверхого. Дом на Моховой улице в Москве. 1932–1934. Фото: Лев Масиель Санчес
Иллюстрация Сергея Безверхого. Дом на Моховой улице в Москве. 1932–1934.
Фото: Лев Масиель Санчес

Само понятие «архитектура России» сегодня не имеет географической определенности, поскольку границы Древней Руси, Московского царства, Российской империи, СССР и Российской Федерации не совпадают, а древнерусское зодчество, зародившись в Киеве и Чернигове, распространилось оттуда на север и северо-восток. Масиель Санчес разум­но относит киевский этап, период раздробленности и вассальной зависимости древнерусских княжеств от Орды к предыстории архитектуры России. Собственно же история начинается во второй главе с приглашения московскими государями итальянских зодчих, то есть с дальнего отблеска Ренессанса на земле Московии. При этом автор уделяет внимание не только столичным, но и региональным традициям, которые были подавлены Москвой в ходе централизации начиная с XVI столетия.

Иллюстрация Сергея Безверхого. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. 1630‐е. Фото: Лев Масиель Санчес
Иллюстрация Сергея Безверхого. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. 1630‐е.
Фото: Лев Масиель Санчес

Столь же изящно разрешена в книге и другая сложность, вызванная привычкой отождествлять архитектуру России именно с русской архитектурой. В империи были столица и провинция, а также колонии, включая Сибирь, изучением региональной архитектуры которой автор книги в свое время специально занимался. Вышло так, что закрепившийся в науке взгляд на архитектуру России XVIII — начала XX века является «петербургоцентричным» (исключение делалось только для Москвы), на регионы и окраины в университетских курсах традиционно не хватает времени, и в итоге даже для специалистов солидная часть материального наследия страны остается терра инкогнита. Чтение книги Масиеля Санчеса — отличный способ избавиться от этой ограниченности, открыв для себя, в частности, многообразие архитектурных традиций, связанных с исламскими и буддийскими регионами. В позднесоветские годы эти традиции ярко проявили себя в архитектуре союзных республик и автономий, где общая модернистская рамка интересно сочеталась с отсылками к национальной идентичности.

Аварский театр в Махачкале. 1948–1967. Фото: Лев Масиель Санчес
Аварский театр в Махачкале. 1948–1967.
Фото: Лев Масиель Санчес

Одна из важнейших мыслей книги состоит в том, что «культура — это всегда трансфер, диалог и обмен». Культурная автаркия, будучи для многих в России непреходящим соблазном, вместе с тем никогда не была исторической реальностью и тем более условием движения вперед. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+