18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Своенравная Полин Боти в «свингующем Лондоне»

Полин Боти. «With Love to Jean-Paul Belmondo».1962. Фрагмент. Фото: Sotheby's
Полин Боти. «With Love to Jean-Paul Belmondo».1962. Фрагмент.
Фото: Sotheby's
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Британский поп-арт был обязан ей некоторыми установками и сюжетами, хотя многие поклонники стиля долго этого не осознавали. Полин Боти умела постоять за себя в мире мужчин, была гламурна и талантлива, но очень рано ушла из жизни

Одна из основоположниц поп-арта, скончавшаяся в возрасте 28 лет, Полин Боти вошла в фольклор мира искусства в качестве недооцененной героини. Но сегодня интерес к этой фигуре ощутимо возрос. События из последних — недавняя персональная выставка в лондонской галерее Gazelli Art House и выход книги Марка Кристала «Полин Боти: единственная сестра британского поп-арта».

Marc Kristal. «Pauline Boty: British Pop Art’s Sole Sister». Frances Lincoln. 256 с. £25. На английском языке
Marc Kristal. «Pauline Boty: British Pop Art’s Sole Sister». Frances Lincoln. 256 с. £25. На английском языке

Хотя Боти участвовала в ключевых выставках, в том числе в самом первом показе поп-арта в галерее AIA в Лондоне в 1961 году, ее работы исчезли из поля зрения почти на 30 лет. Во время беременности у художницы диагностировали рак и предложили сделать аборт, чтобы пройти курс лучевой терапии, но она отказалась. Полин умерла в июле 1966 года, когда ее дочери не исполнилось и пяти месяцев. Впоследствии Боти Гудвин тоже стала художницей; она скончалась от передозировки в ночь после выпуска из Калифорнийского института искусств.

В начале 1990-х куратор и историк искусства Дэвид Алан Меллор заново открыл важные работы Полин Боти — они отыскались в сарае на ферме ее брата. Меллор отреставрировал их и представил в Лондоне, в Центре искусств Barbican, в 1993 году. С тех пор интерес к творчеству Боти постепенно набирал обороты; Марк Кристал в своей книге помещает эту художницу вновь в центр внимания.

Полин Боти. Без названия.Около 1959. Фото: Сhristie's
Полин Боти. Без названия.Около 1959.
Фото: Сhristie's

Писатель заинтересовался ее фигурой в 2013 году. Как-то раз, спасаясь от лондонского дождя, он забрел на выставку аукционного дома Christie’s под названием «Когда в Британию пришел поп» и увидел там картину Боти «Это мир мужчин I» (1964), которая заставила его задуматься. «Тогда я впервые услышал о Боти и увидел ее произведение; меня поразила сила картины, одновременное прославление и осуждение „мужского мира“ — работа непринужденная и при этом безжалостная, — объясняет Кристал. — Мне вспомнилось наблюдение писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда о том, что гениальность — это способность одновременно удерживать в уме две противоположные идеи. Более того, я испытал сильное воздействие личности художницы. Мне захотелось узнать больше, и так я начал путешествие, которое привело к созданию книги».

Книга Кристала охватывает в том числе время учебы Боти в лондонском Королевском колледже искусств — с 1958 по 1961 год; там после окончания Уимблдонской школы искусств Полин изучала дизайн витражей. «Знакомство с жизнью Королевского колледжа в его бурные послевоенные годы было поучительным и вызвало чувство зависти — как же мне захотелось оказаться там!» — говорит Кристал. Он основывался на прямых свидетельствах друзей и коллег Боти, которые рассказали о том, какой она была в колледже. «Полин не старалась располагать к себе, — вспоминает модельер Селия Биртвелл. — Я бы не назвала ее сильно беспокоившейся о ком-то еще. У нее был драйв по поводу самой себя. Она выглядела невероятно красивой, но была довольно жесткой».

Полин Боти — в своей студии в 1963 году — была одной из четырех художниц, выставлявшихся на первой выставке поп-арта в Лондоне в 1961 году. Фото: National Portrait Gallery, London
Полин Боти — в своей студии в 1963 году — была одной из четырех художниц, выставлявшихся на первой выставке поп-арта в Лондоне в 1961 году.
Фото: National Portrait Gallery, London

Автор собрал множество историй, отражающих стойкость и амбиции Боти в среде, где доминировали мужчины. Ее сокурсник Джеффри Рив отмечает, что она «проделала огромную работу в колледже; на самом деле она была одним из мальчиков». Однако Кристал стремится подвергнуть сомнению популярный образ Боти как всепобеждающей протофеминистки. «Хотя она боролась с господствующими представлениями о том, что имеет право делать женщина и какой она должна быть, — настаивает автор книги, — все же Полин была дочерью бухгалтера из пригорода, принадлежавшей к среднему классу, с чрезвычайно традиционными ценностями и ожиданиями, и я считаю, что ей приходилось сопротивляться этим импульсам внутри себя».

Одна из самых известных работ Боти - "Единственная блондинка в мире" (1963). Фото: Estate of Pauline Boty
Одна из самых известных работ Боти - "Единственная блондинка в мире" (1963).
Фото: Estate of Pauline Boty

Кристал утверждает, что развенчал несколько мифов, сложившихся вокруг его героини. «Это было настоящее приключение — раскрыть все заблуждения о Боти, касающиеся ее творчества, карьеры и жизни. Возможно, самым поразительным оказалось то, что ее наиболее известная картина „Единственная блондинка в мире“ (1963) в действительности была закончена до смерти Мэрилин Монро, а не после, как принято считать». Поскольку мало кто пытался глубоко вникнуть в обстоятельства жизни Полин Боти, мифы и легенды о ней со временем закостенели, превратившись в то, что очень многим казалось непреложным фактом, полагает автор книги.

«За полтора поколения она прошла путь от человека, которого кое-кто из критиков считал плохим, вторичным художником, чья репутация основывалась на ее внешности и личности, до фигуры в статусе забытого гения, — отмечает Кристал. — Я рад, что Полин Боти наконец-то вернулась, — надеюсь, навсегда». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+