18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Своенравная Полин Боти в «свингующем Лондоне»

Полин Боти. «With Love to Jean-Paul Belmondo».1962. Фрагмент. Фото: Sotheby's
Полин Боти. «With Love to Jean-Paul Belmondo».1962. Фрагмент.
Фото: Sotheby's
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Британский поп-арт был обязан ей некоторыми установками и сюжетами, хотя многие поклонники стиля долго этого не осознавали. Полин Боти умела постоять за себя в мире мужчин, была гламурна и талантлива, но очень рано ушла из жизни

Одна из основоположниц поп-арта, скончавшаяся в возрасте 28 лет, Полин Боти вошла в фольклор мира искусства в качестве недооцененной героини. Но сегодня интерес к этой фигуре ощутимо возрос. События из последних — недавняя персональная выставка в лондонской галерее Gazelli Art House и выход книги Марка Кристала «Полин Боти: единственная сестра британского поп-арта».

Marc Kristal. «Pauline Boty: British Pop Art’s Sole Sister». Frances Lincoln. 256 с. £25. На английском языке
Marc Kristal. «Pauline Boty: British Pop Art’s Sole Sister». Frances Lincoln. 256 с. £25. На английском языке

Хотя Боти участвовала в ключевых выставках, в том числе в самом первом показе поп-арта в галерее AIA в Лондоне в 1961 году, ее работы исчезли из поля зрения почти на 30 лет. Во время беременности у художницы диагностировали рак и предложили сделать аборт, чтобы пройти курс лучевой терапии, но она отказалась. Полин умерла в июле 1966 года, когда ее дочери не исполнилось и пяти месяцев. Впоследствии Боти Гудвин тоже стала художницей; она скончалась от передозировки в ночь после выпуска из Калифорнийского института искусств.

В начале 1990-х куратор и историк искусства Дэвид Алан Меллор заново открыл важные работы Полин Боти — они отыскались в сарае на ферме ее брата. Меллор отреставрировал их и представил в Лондоне, в Центре искусств Barbican, в 1993 году. С тех пор интерес к творчеству Боти постепенно набирал обороты; Марк Кристал в своей книге помещает эту художницу вновь в центр внимания.

Полин Боти. Без названия.Около 1959. Фото: Сhristie's
Полин Боти. Без названия.Около 1959.
Фото: Сhristie's

Писатель заинтересовался ее фигурой в 2013 году. Как-то раз, спасаясь от лондонского дождя, он забрел на выставку аукционного дома Christie’s под названием «Когда в Британию пришел поп» и увидел там картину Боти «Это мир мужчин I» (1964), которая заставила его задуматься. «Тогда я впервые услышал о Боти и увидел ее произведение; меня поразила сила картины, одновременное прославление и осуждение „мужского мира“ — работа непринужденная и при этом безжалостная, — объясняет Кристал. — Мне вспомнилось наблюдение писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда о том, что гениальность — это способность одновременно удерживать в уме две противоположные идеи. Более того, я испытал сильное воздействие личности художницы. Мне захотелось узнать больше, и так я начал путешествие, которое привело к созданию книги».

Книга Кристала охватывает в том числе время учебы Боти в лондонском Королевском колледже искусств — с 1958 по 1961 год; там после окончания Уимблдонской школы искусств Полин изучала дизайн витражей. «Знакомство с жизнью Королевского колледжа в его бурные послевоенные годы было поучительным и вызвало чувство зависти — как же мне захотелось оказаться там!» — говорит Кристал. Он основывался на прямых свидетельствах друзей и коллег Боти, которые рассказали о том, какой она была в колледже. «Полин не старалась располагать к себе, — вспоминает модельер Селия Биртвелл. — Я бы не назвала ее сильно беспокоившейся о ком-то еще. У нее был драйв по поводу самой себя. Она выглядела невероятно красивой, но была довольно жесткой».

Полин Боти — в своей студии в 1963 году — была одной из четырех художниц, выставлявшихся на первой выставке поп-арта в Лондоне в 1961 году. Фото: National Portrait Gallery, London
Полин Боти — в своей студии в 1963 году — была одной из четырех художниц, выставлявшихся на первой выставке поп-арта в Лондоне в 1961 году.
Фото: National Portrait Gallery, London

Автор собрал множество историй, отражающих стойкость и амбиции Боти в среде, где доминировали мужчины. Ее сокурсник Джеффри Рив отмечает, что она «проделала огромную работу в колледже; на самом деле она была одним из мальчиков». Однако Кристал стремится подвергнуть сомнению популярный образ Боти как всепобеждающей протофеминистки. «Хотя она боролась с господствующими представлениями о том, что имеет право делать женщина и какой она должна быть, — настаивает автор книги, — все же Полин была дочерью бухгалтера из пригорода, принадлежавшей к среднему классу, с чрезвычайно традиционными ценностями и ожиданиями, и я считаю, что ей приходилось сопротивляться этим импульсам внутри себя».

Одна из самых известных работ Боти - "Единственная блондинка в мире" (1963). Фото: Estate of Pauline Boty
Одна из самых известных работ Боти - "Единственная блондинка в мире" (1963).
Фото: Estate of Pauline Boty

Кристал утверждает, что развенчал несколько мифов, сложившихся вокруг его героини. «Это было настоящее приключение — раскрыть все заблуждения о Боти, касающиеся ее творчества, карьеры и жизни. Возможно, самым поразительным оказалось то, что ее наиболее известная картина „Единственная блондинка в мире“ (1963) в действительности была закончена до смерти Мэрилин Монро, а не после, как принято считать». Поскольку мало кто пытался глубоко вникнуть в обстоятельства жизни Полин Боти, мифы и легенды о ней со временем закостенели, превратившись в то, что очень многим казалось непреложным фактом, полагает автор книги.

«За полтора поколения она прошла путь от человека, которого кое-кто из критиков считал плохим, вторичным художником, чья репутация основывалась на ее внешности и личности, до фигуры в статусе забытого гения, — отмечает Кристал. — Я рад, что Полин Боти наконец-то вернулась, — надеюсь, навсегда». 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+