18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Мехико: сюрреалистичный мегаполис в субтропиках

Золотой ангел венчает Колонну независимости на проспекте Реформы. Фото: Ferrantraite/Getty images
Золотой ангел венчает Колонну независимости на проспекте Реформы.
Фото: Ferrantraite/Getty images
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Столицу Мексики называют «городом, где есть всё». Так что приготовьтесь к погружению в насыщенную мультикультурную среду, сотканную из противоположностей

Город Мехико, столица вице-королевства Новая Испания, появился в 1521 году, когда конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом разрушили город-государство Теночтитлан, а вместе с ним и всю империю ацтеков. Теночтитлан (в переводе — «место кактусовой скалы»), основанный в 1325 году, к началу XVI века был одним из крупнейших городов в мире. Построенный посреди озера Тескоко, он представлял собой систему каналов, дамб, мостов, акведуков и плавучих островов для ведения сельского хозяйства. Озеро испанцы осушили, чтобы построить новый город, а на месте храма бога солнца и войны Уицилопочтли возвели кафедральный собор (1544–1813). В 1978 году в двух шагах от него были обнаружены руины большого храмового комплекса ацтеков Темпло-Майор. Эта центральная археологическая зона в Мехико, окруженная пышной барочной и неоклассической застройкой, сегодня открыта для посещения.

Еще один архитектурный символ исторического центра Мехико — Дворец изящ­ных искусств — был построен из ослепительно-белого мрамора уже в XX веке. В его архитектуре неоклассицизм сочетается с ар-нуво, а интерьеры выполнены в стиле ар-деко: строить дворец начали в 1904 году, а открыли в 1934-м. Внутри находятся Музей архитектуры, концертный зал со стеклянным занавесом-витражом от Tiffany, а также фрески мексиканских художников-муралистов.

Дворец изящных искусств построен в стилях бозар (экстерьер) и ар-деко (интерьер). Фото: David Carballar/Unsplash
Дворец изящных искусств построен в стилях бозар (экстерьер) и ар-деко (интерьер).
Фото: David Carballar/Unsplash

Сердце города (и его легкие) — это главный парк города, Чапультепек, который находится на холме Кузнечиков, в священном и стратегически важном для ацтеков месте. В парке расположился десяток музеев, включая Национальный музей антропологии, Музей современного искусства (MAM) и Музей Руфино Тамайо. В МАМ нужно идти ради постоянной экспозиции хрестоматийного мексиканского искусства XX века, выставок современных художников и сада скульптур. Музей, основанный художником Руфино Тамайо, расположен в модернистской пирамиде, «встроенной» в холм. Он открылся в 1981-м выставкой Пабло Пикассо, которую мексиканцы постарше вспоминают до сих пор. Сегодня сюда привозят мировых звезд. До 3 марта, например, проходит первая латиноамериканская выставка Рагнара Кьяртанссона.

На самом высоком холме парка стоит замок Чапультепек. Построенный в конце XVIII века, он долго был правительственной резиденцией, а потом стал музеем. Выйдя на его панорамную террасу, можно представить себе, как в 1864 году жена императора Максимилиана I Габсбурга Шарлотта смотрела отсюда на проложенный мужем для нее и в честь нее новый бульвар — променад Императрицы. Он был спроектирован по образцу Ринг­штрассе в Вене или Елисейских Полей в Париже. Сегодня это проспект Реформы, главная парадная улица Мехико. Именно на ней проходит, например, празднование Дня мертвых в начале ноября.

Вдоль проспекта и в целом вокруг Чапультепека сосредоточена культурная, развлекательная и деловая жизнь Мехико. Здесь можно часами гулять, кататься на велосипеде, заглядывать в дизайнерские шоурумы, винтажные маркеты и галереи современного искусства, например Casa Basalta, Galeria RGR, Kurimanzutto, Le Laboratoire, Proyecto H Contemporaneo, Proyectos Monclova.

При полном параде: участник ежегодного празднования Дня мертвых. Фото: ULISES RUIZ/Getty images
При полном параде: участник ежегодного празднования Дня мертвых.
Фото: ULISES RUIZ/Getty images

В Такубайе находится дом-студия архитектора Луиса Баррагана (1902–1988), чей стиль сформировался не без влияния модернизма, но вместо «машин для жилья» он строил наполненные цветом и светом дома, излучающие спокойствие и гармонию. Здания всевозможных ярких оттенков соседствуют на улицах Мехико с монохромным бетонным брутализмом. Все это утопает в густой субтропической растительности.

На юге находится район Койоакан, который до XIX века был самостоятельным поселением; свою «отдельность» он сохранил даже после вхождения в состав Мехико. Знаменит он прежде всего тем, что здесь родилась, жила и умерла Фрида Кало. Посещение ее дома-музея La Casa Azul (Синий, или Голубой, дом), хоть и происходит в плотном потоке туристов, все равно стоит того: это необыкновенный дом, под стать его жильцам — Фриде и Диего Ривере. А на соседней улице, безо всякой очереди, можно побывать еще в одном доме-музее. Здесь в 1937 году поселился с женой Натальей Лев Троцкий. Койоакан был районом, где жила культурная и интеллектуальная элита. Основоположник сюрреализма Андре Бретон, приезжавший в Мехико в 1938-м, работал здесь с Троцким над манифестом «За независимое революционное искусство», а два года спустя художник Давид Альфаро Сикейрос совершил неудавшееся покушение на русского революционера (в том же году Троцкий все же был убит коммунистом Романом Меркадером). Еще один известный уроженец Койоакана — архитектор и художник Хуан О’Горман, автор мурала «Историческая репрезентация культуры», выполненного в мозаичной технике на четырех сторонах фасада библиотеки Национального автономного университета Мексики (UNAM).

Вслед за Бретоном от надвигавшейся войны в Европе сюда, в Мекку сюрреалистов, в конце 1930-х приехали художницы Леонора Каррингтон и Ремедиос Варо, поэт-аристократ Эдвард Джеймс, художники Филипп Супо и Бенжамен Пере. Сюрреалисты обнаружили в Мексике питательную среду для творческих и духовных поисков.

Дом Фриды Кало и Диего Риверы в Койоакане. Фото: Museo Casa Estudio Diego Rivera y Frida Kahlo
Дом Фриды Кало и Диего Риверы в Койоакане.
Фото: Museo Casa Estudio Diego Rivera y Frida Kahlo

В конце XIX века художник Херардо Мурильо (Доктор Атль) выступил с идеей, что искусство Мексики должно отражать мексиканскую жизнь, и убедил правительство разрешить художникам рисовать на стенах зданий. Революция 1910–1920 годов вывела на первый план «большую тройку» муралистов: Хосе Клементе Ороско, Диего Риверу и Давида Альфаро Сикейроса. Они с энтузиазмом выполняли задачу по визуализации мексиканской истории и идентичности для широких масс. Результатов их работы в городе так много, что даже не нужно специально искать: они найдут вас сами.

Соединившись с пришедшим в 1980-х из США искусством граффити, мурализм преобразовался в выдающуюся культуру стрит-арта. Стоит признать, произведения многих современных муралистов сюрреалистичнее, чем завещали «отцы-основатели», и часто изображают в психоделическом ключе подвижность границ реального.

С головой погрузиться в арт-жизнь Мехико и увидеть самое актуальное искусство Латинской Америки можно в феврале, когда проходит крупнейшая ярмарка Zonamaco, включающая секции современного искусства, дизайна, антиквариата и фотографии. Одновременно в городе проходит Feria Material, независимая, экспериментальная и обязательная к посещению всем, кто интересуется молодым искусством. За последние несколько лет сюда прибыла новая волна очарованных Мексикой экспатов. Среди них, конечно, немало художников и других творческих людей, поэтому Мехико наполнен энергией искусства в любое время года.  


Национальный музей антропологии

Национальный музей антропологии. Фото: Evan Wise/Unsplash
Национальный музей антропологии.
Фото: Evan Wise/Unsplash

Важнейший музей Мексики, основанный в 1825 году, через четыре года после обретения страной независимости, положил начало местной музейной традиции. Сюда стоит идти первым делом, чтобы составить впечатление о цивилизациях ольмеков, майя, ацтеков, тольтеков и сапотеков, познакомиться с их божествами. Здесь больше 20 залов, в которых доколумбова культура представлена во всем великолепии, а обрамлением ей служит выдающаяся архитектура. Помимо самого популярного экспоната, камня Солнца, тут можно в подробностях узнать, как выглядел и чем жил главный мезоамериканский мегаполис Теотиуакан.


Пирамиды Теотиуакана

Пирамиды Теотиуакана. Фото: Starcevic/Getty images
Пирамиды Теотиуакана.
Фото: Starcevic/Getty images

В эпоху своего расцвета в III–VI веках город-государство Теотиуакан — город, где живут боги, — был крупнейшим экономическим, культурным и религиозным центром, входившим в топ городов доколумбовой Америки. К середине VII века он пришел в упадок и был заброшен; ацтеки нашли его уже в руинах. Всего час езды от Мехико — и перед вами грандиозные пирамиды Солнца, Луны и Пернатого Змея, остатки городской застройки на Дороге Мертвых и еще больше предметов древности в музее. Полуподземный, покрытый растительностью музей сливается с окружающей средой, как будто это еще один неизведанный курган.


Библиотека Васконселоса

Библиотека Васконселоса. Фото: Roadmr/Wikimedia Commons
Библиотека Васконселоса.
Фото: Roadmr/Wikimedia Commons

В Мехико ценят большие книжные магазины и красивые библиотеки. В 2006 году в районе Куаутемок на севере города открылась «мегабиблиотека», построенная по проекту мексиканского архитектора Альберто Калача. Внутри этого ковчега из бетона и стали площадью 38 тыс. кв. м расположен бесконечный книжный лабиринт со сложной системой балконов, лестниц и укромных уголков. Названа библиотека в честь философа и первого министра образования Мексики Хосе Васконселоса, который в 1920-е годы активно поддерживал художников-муралистов, организовывал сельские школы и библиотеки.


Музеи Соумайя и Jumex

Музеи Соумайя и Jumex. Фото: Romana Lilic/Getty images
Музеи Соумайя и Jumex.
Фото: Romana Lilic/Getty images

Оба музея частные, бесплатные и были открыты в 2010-е годы успешными бизнесменами. В Музее Соумайя выставлена эклектичная — тем и любопытная — коллекция миллиардера из списка Forbes Карлоса Слима, который назвал институцию именем жены, а архитектуру здания заказал зятю. Тут всего по чуть-чуть, начиная с XVI века, в том числе зал со скульптурами Огюста Родена и мексиканские гуаши Марка Шагала. Основатель Jumex Эухенио Лопес Алонсо — наследник одноименной соковой империи, арт-патрон, филантроп и герой светской хроники. В здании, построенном по проекту Дэвида Чипперфилда, показывают выставки мировых звезд.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+