18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Михаил Шемякин поведал о былом в книге «Моя жизнь: до изгнания»

Перед читателем первая часть мемуаров Михаила Шемякина, повествование о его советском периоде жизни. Фото: АСТ
Перед читателем первая часть мемуаров Михаила Шемякина, повествование о его советском периоде жизни.
Фото: АСТ
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

В автобиографическом труде именитый художник вспоминает свое германское детство и ленинградскую юность, отнюдь не безмятежную. Пройденный им путь «до изгнания» Шемякин не только описал словами, но сам же и проиллюстрировал

Юный Михаил Шемякин мечтал нарисовать «Падаль» Шарля Бодлера, «Колокола» Эдгара По, «Житейские воззрения кота Мурра» Эрнста Теодора Амадея Гофмана, «Нос» Николая Гоголя и многие другие литературные произведения. Само первоначальное свое увлечение рисованием он связывает с книгой, вернее, с советской экранизацией «Острова сокровищ». Стоит ли удивляться тому, что в конце концов он решил проиллюстрировать и собственный текст — фантасмагорической графикой в фирменном стиле?

Перед читателем первая часть мемуаров Михаила Шемякина, повествование о его советском периоде жизни — от рождения в московском роддоме имени Грауэрмана в 1943 году до высылки-эмиграции во Францию в 1971-м. На страницах книги сразу оказываешься в биполярном мире. Главные персоны детства автора — отец, герой Гражданской и Великой Оте­чественной войн, и мать, актриса. Их любовь, брак и противостояние составляют психоаналитический гордиев узел в душе будущего маэстро.

Михаил Шемякин. «Моя жизнь: до изгнания». М.: АСТ; Редакция Е. Шубиной, 2024. 714 с., ил. автора
Михаил Шемякин. «Моя жизнь: до изгнания». М.: АСТ; Редакция Е. Шубиной, 2024. 714 с., ил. автора

Два других полюса притяжения, которые возникли с ранних лет у Шемякина, — две культуры, немецкая и русская, поскольку первые годы жизни Михаил провел в Германии, где служил его отец. Из мира причудливой романтики, домиков с черепичными крышами и развалин рыцарских замков маленький художник попал в холодный и загадочный мир Ленинграда, перспективы которого были строго вычерчены императором Петром I. Для Шемякина олицетворениями двух культур стали Гофман и Достоевский, а перекрестком встречи литераторов — сновидческая, быть может, отчасти галлюцинаторная практика («Я бреду по одной из улиц Ленинграда с целью познакомиться с вдовой Рембрандта, живущей в коммунальной квартире»).

Наконец, в книге выразительно показан патологический дуализм советского общества 1960-х, в котором сожительствовали два мира: мир разочарованных пролетариев, официальной интеллигенции, неусыпных чекистов и чиновников в «пирожке на башке» — и мир иных людей.

Иных по внешнему виду, по взглядам, по образу жизни, по мышлению и духу. Шемякин сразу же присоединился ко вторым.

Он подробно описывает этапы своего «крестного пути» инакомыслящего, повествуя об изгнании из художественной школы, о насильственном психиатрическом лечении, о христианском странничестве и отшельничестве, о работе такелажником в Эрмитаже, о попытках художественной практики в андерграунде. Свое­образным символом окружавшей автора эпохи представляются хранившиеся в запасниках Государственного Эрмитажа портреты императоров, императриц, сановников, изуродованные революционными массами.

Михаил Шемякин проиллюстрировал свою книгу, изобразив среди персонажей и самого себя. Фото: АСТ
Михаил Шемякин проиллюстрировал свою книгу, изобразив среди персонажей и самого себя.
Фото: АСТ

В этой книге Шемякин уделил не так много внимания своему художественному методу, идеям и практике. Кое-что написано о предпосылках и влияниях. Скорее всего, случай с крысами, сожравшими военный паек семейства, но оставившими маленькому Мише сладости, стал прологом шемякинских «Щелкунчиков».

Вероятно, творчество пациента психиатрических клиник Винсента ван Гога стало определяющим для жертвы советской принудительной психиатрии («Временной поток будущего окутал мое сознание, а временной поток прошлого, несущий опыт долгих поисков, откровений и находок Великого Мастера, пронзил и озарил мое внутреннее существо»).

Михаил Шемякин не склонен был уповать на свой талант и не ощущал уверенности в его силе. Именно эта неуверенность и порожденное ею беспокойство, помноженные на неустанный труд, способствовали творческим достижениям. «Я пришел к удачным и важным разгадкам и решениям в области техники живописи — укрупненным фактурам, технике плоскостной поверхности, и пришел к литографии, офорту, гальванике».

Художник вплотную подступил к идее метафизического синтетизма, а мемуарист — ко второй книге воспоминаний.  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+