18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Михаил Шемякин поведал о былом в книге «Моя жизнь: до изгнания»

Перед читателем первая часть мемуаров Михаила Шемякина, повествование о его советском периоде жизни. Фото: АСТ
Перед читателем первая часть мемуаров Михаила Шемякина, повествование о его советском периоде жизни.
Фото: АСТ
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

В автобиографическом труде именитый художник вспоминает свое германское детство и ленинградскую юность, отнюдь не безмятежную. Пройденный им путь «до изгнания» Шемякин не только описал словами, но сам же и проиллюстрировал

Юный Михаил Шемякин мечтал нарисовать «Падаль» Шарля Бодлера, «Колокола» Эдгара По, «Житейские воззрения кота Мурра» Эрнста Теодора Амадея Гофмана, «Нос» Николая Гоголя и многие другие литературные произведения. Само первоначальное свое увлечение рисованием он связывает с книгой, вернее, с советской экранизацией «Острова сокровищ». Стоит ли удивляться тому, что в конце концов он решил проиллюстрировать и собственный текст — фантасмагорической графикой в фирменном стиле?

Перед читателем первая часть мемуаров Михаила Шемякина, повествование о его советском периоде жизни — от рождения в московском роддоме имени Грауэрмана в 1943 году до высылки-эмиграции во Францию в 1971-м. На страницах книги сразу оказываешься в биполярном мире. Главные персоны детства автора — отец, герой Гражданской и Великой Оте­чественной войн, и мать, актриса. Их любовь, брак и противостояние составляют психоаналитический гордиев узел в душе будущего маэстро.

Михаил Шемякин. «Моя жизнь: до изгнания». М.: АСТ; Редакция Е. Шубиной, 2024. 714 с., ил. автора
Михаил Шемякин. «Моя жизнь: до изгнания». М.: АСТ; Редакция Е. Шубиной, 2024. 714 с., ил. автора

Два других полюса притяжения, которые возникли с ранних лет у Шемякина, — две культуры, немецкая и русская, поскольку первые годы жизни Михаил провел в Германии, где служил его отец. Из мира причудливой романтики, домиков с черепичными крышами и развалин рыцарских замков маленький художник попал в холодный и загадочный мир Ленинграда, перспективы которого были строго вычерчены императором Петром I. Для Шемякина олицетворениями двух культур стали Гофман и Достоевский, а перекрестком встречи литераторов — сновидческая, быть может, отчасти галлюцинаторная практика («Я бреду по одной из улиц Ленинграда с целью познакомиться с вдовой Рембрандта, живущей в коммунальной квартире»).

Наконец, в книге выразительно показан патологический дуализм советского общества 1960-х, в котором сожительствовали два мира: мир разочарованных пролетариев, официальной интеллигенции, неусыпных чекистов и чиновников в «пирожке на башке» — и мир иных людей.

Иных по внешнему виду, по взглядам, по образу жизни, по мышлению и духу. Шемякин сразу же присоединился ко вторым.

Он подробно описывает этапы своего «крестного пути» инакомыслящего, повествуя об изгнании из художественной школы, о насильственном психиатрическом лечении, о христианском странничестве и отшельничестве, о работе такелажником в Эрмитаже, о попытках художественной практики в андерграунде. Свое­образным символом окружавшей автора эпохи представляются хранившиеся в запасниках Государственного Эрмитажа портреты императоров, императриц, сановников, изуродованные революционными массами.

Михаил Шемякин проиллюстрировал свою книгу, изобразив среди персонажей и самого себя. Фото: АСТ
Михаил Шемякин проиллюстрировал свою книгу, изобразив среди персонажей и самого себя.
Фото: АСТ

В этой книге Шемякин уделил не так много внимания своему художественному методу, идеям и практике. Кое-что написано о предпосылках и влияниях. Скорее всего, случай с крысами, сожравшими военный паек семейства, но оставившими маленькому Мише сладости, стал прологом шемякинских «Щелкунчиков».

Вероятно, творчество пациента психиатрических клиник Винсента ван Гога стало определяющим для жертвы советской принудительной психиатрии («Временной поток будущего окутал мое сознание, а временной поток прошлого, несущий опыт долгих поисков, откровений и находок Великого Мастера, пронзил и озарил мое внутреннее существо»).

Михаил Шемякин не склонен был уповать на свой талант и не ощущал уверенности в его силе. Именно эта неуверенность и порожденное ею беспокойство, помноженные на неустанный труд, способствовали творческим достижениям. «Я пришел к удачным и важным разгадкам и решениям в области техники живописи — укрупненным фактурам, технике плоскостной поверхности, и пришел к литографии, офорту, гальванике».

Художник вплотную подступил к идее метафизического синтетизма, а мемуарист — ко второй книге воспоминаний.  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+