18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Третьяковка заново открывает Николая Ульянова

Николай Ульянов. «Парижская витрина». 1909–1911. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Ульянов. «Парижская витрина». 1909–1911.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

На протяжении жизни художник пробовал себя в самых разных жанрах и везде создавал выдающиеся произведения. Широкому зрителю запомнилась поздняя стадия его творчества — историческая живопись. Новая выставка показывает Ульянова во всем его многообразии

Из-за не очень подходящей для художника первой половины ХХ века фамилии живописец Николай Ульянов (1875–1949) в нашей коллективной памяти, увы, потерялся. Однако главное его произведение, «визитную карточку», припомнит, без сомнения, каждый бывший советский школьник, хоть и не зная имени автора. Это историческое полотно «А.С.Пушкин и Н.Н.Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце» (первый вариант создан в 1935–1937 годах) — то самое, с подчеркнутой разницей в росте супругов. Для более рафинированного зрителя «визитная карточка» другая — это прекрасная, как веласкесовская инфанта, «Принцесса» (1905), которую с 2010-х поместили в постоянную экспозицию Третьяковской галереи.

Выставка, открывающаяся в Инженерном корпусе, по словам куратора Людмилы Правоверовой, призвана показать Ульянова как автора гораздо более многостороннего. «Вроде бы он был всем известен, но никогда не привлекал особого внимания, — говорит Правоверова. — Мы буквально открываем Ульянова заново».

Николай Ульянов. «Кафе». 1917. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Ульянов. «Кафе». 1917.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Для начала на афишу не поместят ни одно из двух упомянутых исторических полотен: ключевой картиной выбран совершенно не похожий на них авангардный «Автопортрет с парикмахером», который Ульянов писал с 1914 по 1923 год, превратив из запечатления случайного эпизода в философское произведение. Эта работа мгновенно вводит художника в ряд других заметных авангардистов.

Но однозначно поместить Ульянова в рамки какого-то конкретного стиля невозможно: слишком много стадий он прошел на протяжении своей 74-летней жизни. Сначала любил Илью Репина и старался писать как он. Затем стал помощником Валентина Серова и Константина Коровина, развив под их влиянием импрессионистический дар. После его привлекла театральная графика и совершенно неизвестный в России поздний прерафаэлит Джон Малер Кольер. В итоге за первые десятилетия века Ульянов прошел путь от символизма к экспрессионизму.

И его футуристические проявления, кстати, тоже поразительны. Картина «Качели» 1909 года, выставленная тогда же в Риме, заинтересовала самого Филиппо Томмазо Маринетти. Он послал Ульянову свои манифесты, но, как показало время, напрасно. Отметим, что название текущей выставки «Искусство без манифеста» — выражение самого Ульянова. Увы, те порази­тельные «Качели» сгинули после выставки в Мальмё в 1914-м. Однако в Третьяковке и Русском музее есть два их более поздних повторения, оба они представлены в текущем проекте.

Николай Ульянов. «Портрет поэта Вячеслава Ивановича Иванова». 1920. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Ульянов. «Портрет поэта Вячеслава Ивановича Иванова». 1920.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Ярким психологизмом и необычным колоритом мгновенно приковывают внимание портреты современников, выполненные Ульяновым: Константина Бальмонта, Вячеслава Иванова, Константина Станиславского, Антона Чехова и прочих. Как театральный художник, он сотрудничал со Станиславским, Всеволодом Мейерхольдом, создавал декорации к театральным постановкам Михаила Булгакова в МХТ — «Дням Турбиных» и «Мольеру».

В 1930-х Ульянов, можно сказать, пришел к соцреализму. Но это был особенный путь соцреализма, с оттенком мирискусничества и эскапизмом в золотой XIX век. Одно из самых известных полотен того периода — «Лористон в ставке Кутузова» (1945). Это была успешная академическая карьера, которая и оставалась на виду после смерти художника. 

Государственная Третьяковская галерея
«Николай Ульянов. Искусство без манифеста»
С 20 марта до 21 июля

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+