18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Кирха королевы Луизы в Калининграде припоминает прошлое

Близится к окончанию реставрация одного из знаковых архитектурных объектов Калининграда - кирхи королевы Луизы. Фото: правительство Калининградской области
Близится к окончанию реставрация одного из знаковых архитектурных объектов Калининграда - кирхи королевы Луизы.
Фото: правительство Калининградской области
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Близится к окончанию реставрация одного из знаковых архитектурных объектов города. Бывшая лютеранская церковь, в здании которой много лет располагается Театр кукол, выглядит теперь непривычно, но этот облик ближе к первоначальному

Бывшей лютеранской церкви 1901 года постройки, расположенной на нынешнем проспекте Победы, возвращен внешний облик, максимально приближенный к историческому. Окончание реставрационных работ намечено на март, после чего здесь вновь будут проходить спектакли Калининградского областного театра кукол, занимающего это здание с 1976 года.

Визуализация проекта реставрации кирхи королевы Луизы. Архитектор Артур Сарниц.  Фото: правительство Калининградской области
Визуализация проекта реставрации кирхи королевы Луизы. Архитектор Артур Сарниц.
Фото: правительство Калининградской области

Реставрация бывшей кирхи началась в августе 2023 года; подрядчиком стала местная компания ООО «СК „Стандарт“». Предполагалось, что работы на фасадах и кровле завершатся к концу ноября того же года, однако из-­за перебоев с поставками необходимых материалов и плохих погодных условий срок сдвинулся на начало весны 2024­-го. По сведениям газеты «Новый Калининград», смета работ, предусмотренных проектом реставрации (автор — калининградский архитектор Артур Сарниц), осталась прежней — 32,7 млн руб.

Последний раз это здание реставрировали в 2010–2012 годах, и уже тогда оно нуждалось в капитальном ремонте: текла кровля, в дождь вода капала на театральную сцену. Сейчас проведена гидроизоляция кровли, и сама она стала другой по цвету и по фактуре, покрывшись «чешуйками» графитового цвета. Фасады теперь не привычные светлые — они выкрашены в серо­-коричневые цвета. Эти изменения приблизили кирху к первоначальному виду. Заменена система водостоков, отреставрированы входные группы. В башенных часах, которые когда-­то восстановил калининградский часовой мастер Александр Кучеренко, заменен механизм. Ко всему прочему, у здания появилась архитектурная подсветка.

В башенных часах, которые когда-­то восстановил калининградский часовой мастер Александр Кучеренко, заменен механизм.Фото: правительство Калининградской области
В башенных часах, которые когда-­то восстановил калининградский часовой мастер Александр Кучеренко, заменен механизм.
Фото: правительство Калининградской области

Кирха в память о прусской королеве Луизе Августе Вильгельмине Амалии (1776–1810) была возведена в парке «Луизенваль» между 1899–1901 годами по проекту архитектора Фридриха Хайтмана. Это трехнефное сооружение в неороманском стиле длиной 47 м, шириной 22 м и максимальной высотой 16,5 м (при высоте башни 68 м). Строительство велось на пожертвования состоятельных жителей Кёнигсберга, среди которых числились, например, банкир еврейского происхождения Вальтер Сайман и промышленник Фриц Хойман. На освящении церкви, которое состоялось 9 сентября 1901 года, присутствовал германский кайзер Вильгельм II, внук королевы Луизы.

Жители города привыкли к тому, что у кирхи королевы Луизы светлые фасады и зеленая кровля, но нынешний вид гораздо больше соответствует историческому. Фото: правительство Калининградской области
Жители города привыкли к тому, что у кирхи королевы Луизы светлые фасады и зеленая кровля, но нынешний вид гораздо больше соответствует историческому.
Фото: правительство Калининградской области

В августе 1944 года в результате бомбардировки Кёнигсберга британской авиацией Луизенкирхе получила значительные повреждения. После депортации немецкого населения здание использовалось в качестве складского помещения, позднее пустовало. В 1960-­х годах, когда Калининград зачищали от оставшихся с войны развалин, кирхе повезло не попасть под бульдозер. Городские власти решили восстановить и реконструировать ее для нужд Театра кукол. В 1968–1976 годах такая реконструкция была осуществлена по проекту архитектора Юрия Ваганова.

Начиная с 2007 года кирха памяти королевы Луизы обладает статусом объекта культурного наследия регионального значения.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
6
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
7
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+