18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Кирха королевы Луизы в Калининграде припоминает прошлое

Близится к окончанию реставрация одного из знаковых архитектурных объектов Калининграда - кирхи королевы Луизы. Фото: правительство Калининградской области
Близится к окончанию реставрация одного из знаковых архитектурных объектов Калининграда - кирхи королевы Луизы.
Фото: правительство Калининградской области
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Близится к окончанию реставрация одного из знаковых архитектурных объектов города. Бывшая лютеранская церковь, в здании которой много лет располагается Театр кукол, выглядит теперь непривычно, но этот облик ближе к первоначальному

Бывшей лютеранской церкви 1901 года постройки, расположенной на нынешнем проспекте Победы, возвращен внешний облик, максимально приближенный к историческому. Окончание реставрационных работ намечено на март, после чего здесь вновь будут проходить спектакли Калининградского областного театра кукол, занимающего это здание с 1976 года.

Визуализация проекта реставрации кирхи королевы Луизы. Архитектор Артур Сарниц.  Фото: правительство Калининградской области
Визуализация проекта реставрации кирхи королевы Луизы. Архитектор Артур Сарниц.
Фото: правительство Калининградской области

Реставрация бывшей кирхи началась в августе 2023 года; подрядчиком стала местная компания ООО «СК „Стандарт“». Предполагалось, что работы на фасадах и кровле завершатся к концу ноября того же года, однако из-­за перебоев с поставками необходимых материалов и плохих погодных условий срок сдвинулся на начало весны 2024­-го. По сведениям газеты «Новый Калининград», смета работ, предусмотренных проектом реставрации (автор — калининградский архитектор Артур Сарниц), осталась прежней — 32,7 млн руб.

Последний раз это здание реставрировали в 2010–2012 годах, и уже тогда оно нуждалось в капитальном ремонте: текла кровля, в дождь вода капала на театральную сцену. Сейчас проведена гидроизоляция кровли, и сама она стала другой по цвету и по фактуре, покрывшись «чешуйками» графитового цвета. Фасады теперь не привычные светлые — они выкрашены в серо­-коричневые цвета. Эти изменения приблизили кирху к первоначальному виду. Заменена система водостоков, отреставрированы входные группы. В башенных часах, которые когда-­то восстановил калининградский часовой мастер Александр Кучеренко, заменен механизм. Ко всему прочему, у здания появилась архитектурная подсветка.

В башенных часах, которые когда-­то восстановил калининградский часовой мастер Александр Кучеренко, заменен механизм.Фото: правительство Калининградской области
В башенных часах, которые когда-­то восстановил калининградский часовой мастер Александр Кучеренко, заменен механизм.
Фото: правительство Калининградской области

Кирха в память о прусской королеве Луизе Августе Вильгельмине Амалии (1776–1810) была возведена в парке «Луизенваль» между 1899–1901 годами по проекту архитектора Фридриха Хайтмана. Это трехнефное сооружение в неороманском стиле длиной 47 м, шириной 22 м и максимальной высотой 16,5 м (при высоте башни 68 м). Строительство велось на пожертвования состоятельных жителей Кёнигсберга, среди которых числились, например, банкир еврейского происхождения Вальтер Сайман и промышленник Фриц Хойман. На освящении церкви, которое состоялось 9 сентября 1901 года, присутствовал германский кайзер Вильгельм II, внук королевы Луизы.

Жители города привыкли к тому, что у кирхи королевы Луизы светлые фасады и зеленая кровля, но нынешний вид гораздо больше соответствует историческому. Фото: правительство Калининградской области
Жители города привыкли к тому, что у кирхи королевы Луизы светлые фасады и зеленая кровля, но нынешний вид гораздо больше соответствует историческому.
Фото: правительство Калининградской области

В августе 1944 года в результате бомбардировки Кёнигсберга британской авиацией Луизенкирхе получила значительные повреждения. После депортации немецкого населения здание использовалось в качестве складского помещения, позднее пустовало. В 1960-­х годах, когда Калининград зачищали от оставшихся с войны развалин, кирхе повезло не попасть под бульдозер. Городские власти решили восстановить и реконструировать ее для нужд Театра кукол. В 1968–1976 годах такая реконструкция была осуществлена по проекту архитектора Юрия Ваганова.

Начиная с 2007 года кирха памяти королевы Луизы обладает статусом объекта культурного наследия регионального значения.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+