18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Воспоминания о Гойе как портрет культуры XX века

Кадр из документального фильма «Тени Гойи». Фото: CoolConnections
Кадр из документального фильма «Тени Гойи».
Фото: CoolConnections

В прокат выходит документальный фильм «Тени Гойи» — многослойное исследование культуры прошлого столетия через творчество великого испанского живописца

Интеллигентный мужчина в пальто едет в поезде и напевает старинную народную песню на окситанском языке, на котором уже много веков разговаривает французский Прованс. Это 89-летний сценарист, актер и писатель Жан-Клод Каррьер отправляется в путешествие по музейным собраниям Европы, чтобы раскрыть для зрителей секреты картин великого испанского живописца Франсиско Гойи, в которых кроется история его непростого, зачастую трагического творческого пути.

Опытный испанский документалист Хосе Луис Лопес-Линарес, набивший руку в жанре «жизнь замечательных людей», получил наибольшую известность благодаря фильму «Босх: сад сновидений», где детально исследовал одну из самых узнаваемых картин нидерландского мастера — «Сад земных наслаждений». После удачного проката документалки Лопес-Линарес предложил Каррьеру вместе написать сценарий к его новому фильму о Франсиско Гойе. Тот решил обойтись без сценария, а вместо этого провести режиссеру персональную экскурсию по самым важным творениям художника.

Кадр из документального фильма «Тени Гойи». Фото: CoolConnections
Кадр из документального фильма «Тени Гойи».
Фото: CoolConnections

Каррьер не самый очевидный, но при этом один из важнейших артистов ушедшего XX столетия. В качестве сценариста он работал с десятком режиссеров, сформировавших мировой кинематограф: с Милошем Форманом, Карлосом Саурой, Фолькером Шлёндорфом и со своим давним другом и коллегой Луисом Бунюэлем, с которым они вместе написали сценарии к «Скромному обаянию буржуазии» и «Этому смутному объекту желания». Вместе с испанским режиссером Каррьер разделял страсть к творчеству Гойи, в чьих картинах во многом видел продолжение себя.

Фильм был снят без сценария. Лопес-Линарес полностью доверился французу и следовал за ним, часто не зная, что и как они будут снимать. Путешествие Каррьера по важнейшим музейным коллекциям Европы занимает большую часть фильма, и артист относится к интерпретации творений Гойи в собственном, особом стиле. Каррьер, безусловно, является носителем глубоких знаний о жизни и творчестве художника, но он подходит к интерпретации его картин с эмоциональной, личной стороны. Он рассказывает нам о месте рождения Гойи, об особенностях его стиля и обращает внимание на мельчайшие детали, анализируя, например, как различные оттенки ландшафта соотносятся с цветами на картинах испанца.

Кадр из документального фильма «Тени Гойи». Фото: CoolConnections
Кадр из документального фильма «Тени Гойи».
Фото: CoolConnections

Перед нашими глазами раскрывается история главных работ Гойи. Вот «Графиня Чинчон», которая служит отличным примером любви художника к знати, а также к изображению стоп. Стоя у картины «Лето», Каррьер рассуждает о сочувствии мастера простому народу. А из анализа портрета «Графиня Альба в белом» мы узнаем о тяжелом периоде в жизни художника, когда он полностью потерял слух. Какие-то детали и подробности могут показаться знатокам творчества Гойи банальными, однако особенная интерпретация Каррьера и его неповторимая связь с живописцем помогают посмотреть на общеизвестные факты с другой стороны.

Довольно прямолинейный нарратив Лопеса-Линареса меняется под давлением обстоятельств. В одном из эпизодов Каррьер рассматривает картину «Колосс», на которой изображен гигант, нависающий над толпой убегающих людей. По словам француза, картина ассоциируется с трагедией эмиграции. При этом он, в отличие от многих его друзей и родственников, обладает привилегией родиться и быть похороненным в родном городе. Удивительно, насколько пророческими оказываются его слова.

После съемок картины 89-летний Каррьер внезапно умер, поэтому режиссеру пришлось переосмыслить идею своего фильма. Вместо усердного, но довольно предсказуемого портрета художника у режиссера получается настоящий срез художественной мысли XX века, которая как будто ведет диалог с одним из величайших мастеров XIX столетия. Режиссер перелопатил снятый материал и превратил его в дань памяти жизни и работам не только Гойи, но и Каррьера и Бунюэля.

Кадр из документального фильма «Тени Гойи». Фото: CoolConnections
Кадр из документального фильма «Тени Гойи».
Фото: CoolConnections

Путешествие сценариста то и дело прерывается, чтобы дать слово его многочисленным коллегам, друзьям и почитателям. «Вам стоит думать о Луисе Бунюэле и Жан-Клоде [Каррьере] в той же плоскости, что и о Гойе», — отмечает режиссер Джулиан Шнабель, имея в виду свойственный им всем гуманизм и внимание к деталям. — Щедрость и в то же время свобода и юность души. В 89 лет он [Каррьер] был абсолютным ребенком, но при этом обладал энциклопедией чувств и таланта. Вряд ли мы еще повстречаемся на своем веку с такими людьми, как Жан-Клод Каррьер».

С помощью аккуратного монтажа и тонких комментариев опрашиваемых режиссером экспертов создается цельная связь между тремя по-своему уникальными мастерами, чьи работы вошли в историю. Но на то они и мастера, чтобы неизменно отражаться и в современности. Война, эмиграция, стремительно изменяющийся мир, глухота Гойи — все эти мотивы переплетаются с жизнями Каррьера и Бунюэля, чтобы создать полноценную картину ушедшего века.

В прокате с 17 марта.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+