18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Воспоминания о Гойе как портрет культуры XX века

Кадр из документального фильма «Тени Гойи». Фото: CoolConnections
Кадр из документального фильма «Тени Гойи».
Фото: CoolConnections

В прокат выходит документальный фильм «Тени Гойи» — многослойное исследование культуры прошлого столетия через творчество великого испанского живописца

Интеллигентный мужчина в пальто едет в поезде и напевает старинную народную песню на окситанском языке, на котором уже много веков разговаривает французский Прованс. Это 89-летний сценарист, актер и писатель Жан-Клод Каррьер отправляется в путешествие по музейным собраниям Европы, чтобы раскрыть для зрителей секреты картин великого испанского живописца Франсиско Гойи, в которых кроется история его непростого, зачастую трагического творческого пути.

Опытный испанский документалист Хосе Луис Лопес-Линарес, набивший руку в жанре «жизнь замечательных людей», получил наибольшую известность благодаря фильму «Босх: сад сновидений», где детально исследовал одну из самых узнаваемых картин нидерландского мастера — «Сад земных наслаждений». После удачного проката документалки Лопес-Линарес предложил Каррьеру вместе написать сценарий к его новому фильму о Франсиско Гойе. Тот решил обойтись без сценария, а вместо этого провести режиссеру персональную экскурсию по самым важным творениям художника.

Кадр из документального фильма «Тени Гойи». Фото: CoolConnections
Кадр из документального фильма «Тени Гойи».
Фото: CoolConnections

Каррьер не самый очевидный, но при этом один из важнейших артистов ушедшего XX столетия. В качестве сценариста он работал с десятком режиссеров, сформировавших мировой кинематограф: с Милошем Форманом, Карлосом Саурой, Фолькером Шлёндорфом и со своим давним другом и коллегой Луисом Бунюэлем, с которым они вместе написали сценарии к «Скромному обаянию буржуазии» и «Этому смутному объекту желания». Вместе с испанским режиссером Каррьер разделял страсть к творчеству Гойи, в чьих картинах во многом видел продолжение себя.

Фильм был снят без сценария. Лопес-Линарес полностью доверился французу и следовал за ним, часто не зная, что и как они будут снимать. Путешествие Каррьера по важнейшим музейным коллекциям Европы занимает большую часть фильма, и артист относится к интерпретации творений Гойи в собственном, особом стиле. Каррьер, безусловно, является носителем глубоких знаний о жизни и творчестве художника, но он подходит к интерпретации его картин с эмоциональной, личной стороны. Он рассказывает нам о месте рождения Гойи, об особенностях его стиля и обращает внимание на мельчайшие детали, анализируя, например, как различные оттенки ландшафта соотносятся с цветами на картинах испанца.

Кадр из документального фильма «Тени Гойи». Фото: CoolConnections
Кадр из документального фильма «Тени Гойи».
Фото: CoolConnections

Перед нашими глазами раскрывается история главных работ Гойи. Вот «Графиня Чинчон», которая служит отличным примером любви художника к знати, а также к изображению стоп. Стоя у картины «Лето», Каррьер рассуждает о сочувствии мастера простому народу. А из анализа портрета «Графиня Альба в белом» мы узнаем о тяжелом периоде в жизни художника, когда он полностью потерял слух. Какие-то детали и подробности могут показаться знатокам творчества Гойи банальными, однако особенная интерпретация Каррьера и его неповторимая связь с живописцем помогают посмотреть на общеизвестные факты с другой стороны.

Довольно прямолинейный нарратив Лопеса-Линареса меняется под давлением обстоятельств. В одном из эпизодов Каррьер рассматривает картину «Колосс», на которой изображен гигант, нависающий над толпой убегающих людей. По словам француза, картина ассоциируется с трагедией эмиграции. При этом он, в отличие от многих его друзей и родственников, обладает привилегией родиться и быть похороненным в родном городе. Удивительно, насколько пророческими оказываются его слова.

После съемок картины 89-летний Каррьер внезапно умер, поэтому режиссеру пришлось переосмыслить идею своего фильма. Вместо усердного, но довольно предсказуемого портрета художника у режиссера получается настоящий срез художественной мысли XX века, которая как будто ведет диалог с одним из величайших мастеров XIX столетия. Режиссер перелопатил снятый материал и превратил его в дань памяти жизни и работам не только Гойи, но и Каррьера и Бунюэля.

Кадр из документального фильма «Тени Гойи». Фото: CoolConnections
Кадр из документального фильма «Тени Гойи».
Фото: CoolConnections

Путешествие сценариста то и дело прерывается, чтобы дать слово его многочисленным коллегам, друзьям и почитателям. «Вам стоит думать о Луисе Бунюэле и Жан-Клоде [Каррьере] в той же плоскости, что и о Гойе», — отмечает режиссер Джулиан Шнабель, имея в виду свойственный им всем гуманизм и внимание к деталям. — Щедрость и в то же время свобода и юность души. В 89 лет он [Каррьер] был абсолютным ребенком, но при этом обладал энциклопедией чувств и таланта. Вряд ли мы еще повстречаемся на своем веку с такими людьми, как Жан-Клод Каррьер».

С помощью аккуратного монтажа и тонких комментариев опрашиваемых режиссером экспертов создается цельная связь между тремя по-своему уникальными мастерами, чьи работы вошли в историю. Но на то они и мастера, чтобы неизменно отражаться и в современности. Война, эмиграция, стремительно изменяющийся мир, глухота Гойи — все эти мотивы переплетаются с жизнями Каррьера и Бунюэля, чтобы создать полноценную картину ушедшего века.

В прокате с 17 марта.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+