18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Негрустный Пьеро

Предметы из коллекции Tema e Variazioni. Фото: Fornasetti
Предметы из коллекции Tema e Variazioni.
Фото: Fornasetti
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Яркие и необычные предметы миланского ателье Fornasetti обзавелись московским адресом

В истории итальянского дизайна не так много имен, которые при одном упоминании мгновенно вызывают яркие визуальные ассоциации. В этой плеяде творцов ярко сияет звезда Пьеро Форназетти, прославленного декоратора, талантливого художника и основателя уникального интерьерного бренда, покорившего весь мир.

Пьеро, сын зажиточного фабриканта, мечтавший стать художником, в 17 лет поступил в Академию изящных искусств Брера, но быстро заскучал. В итоге его отчислили за неуспеваемость, о чем он не сильно сожалел. Это позволило ему стать подмастерьем у «отца итальянского дизайна» Джо Понти, который открыл для юноши чувство объема и цельное восприятие предмета. Но у Форназетти было свое видение, которое он стал воплощать в нетривиальных предметах, поначалу не вызывавших теплого отклика у коллег по цеху.

Собственное ателье он открыл в 1940 году неподалеку от дома родителей в предместьях Милана: купил печь для обжига и стал экспериментировать с керамикой. Ему приходилось все делать самому, поскольку изображения для первых изделий были выполнены в технике литографии, и браться за такие сложные заказы другие мастерские просто не решались.

Предмет из коллекции Tema e Variazioni. Фото: Fornasetti
Предмет из коллекции Tema e Variazioni.
Фото: Fornasetti

Настоящую славу ателье Fornasetti принесла знаменитая коллекция Tema e Variazioni, которая увидела свет в 1953 году. Она посвящена оперной диве Лине Кавальери, звезде Belle Époque, которую считали «самой красивой женщиной в мире». Увидев ее случайно в журнале, Форназетти был настолько поражен красотой и чистотой линий ее лица, что до конца дней считал Кавальери своей музой. В реальной жизни Пьеро никогда не встречал свою вдохновительницу: она погибла у себя дома в окрестностях Флоренции во время бомбежки в феврале 1944 года.

Ее идеальные пропорции и загадочный взгляд вдохновили художника на создание почти 400 вариаций портрета певицы, который стал главным лейтмотивом дизайна Fornasetti — вот Кавальери в Париже в образе Сальвадора Дали, вот ей на нос села муха, а вот она примеряет горнолыжную шапочку с помпоном или вообще становится солнцем. Все они внимательно, а порой игриво или печально смотрят с изделий богатой предметной вселенной Fornasetti: подушек, тарелок, столиков, комодов и даже шкафов.

Предметы из коллекции Tema e Variazioni. Фото: Fornasetti
Предметы из коллекции Tema e Variazioni.
Фото: Fornasetti

Однако в мире Пьеро Форназетти были и другие мотивы: калейдоскоп из рыбок, птиц, тропических лиан и зданий в палладианском стиле украшает обои, ширмы, стулья и сотни других незаурядных вещей. Принты, созданные художником, вторили работам сюрреалистов, к сюжетам которых он иногда обращался. Например, его студенческого друга Джорджо де Кирико. Форназетти удалось адаптировать непростой жанр для повседневных предметов, создав собственное направление в дизайне.

Дело отца продолжает Барнаба Форназетти, которому в наследство досталась не только компания, но и 11 тыс. еще не использованных эскизов художника.

Дело отца продолжает Барнаба Форназетти, которому в наследство досталась не только компания, но и 11 тыс. еще не использованных эскизов художника. Фото: Fornasetti
Дело отца продолжает Барнаба Форназетти, которому в наследство досталась не только компания, но и 11 тыс. еще не использованных эскизов художника.
Фото: Fornasetti

Наследие итальянского сюрреалиста от дизайна находит отражение и в коллекциях других брендов. Так, в сотрудничестве с модным Домом Louis Vuitton появилась богатая коллекция одежды и аксессуаров с архитектурными мотивами, которые так часто встречаются в изделиях Fornasetti. А совместно с Valentino была создана лимитированная серия предметов интерьера, где к фирменному принту с изображением Лины Кавальери дизайнеры добавили фон в стиле милитари и ярко-красный оттенок губной помады оперной дивы.

Предметы из коллекции Tema e Variazioni. Фото: Fornasetti
Предметы из коллекции Tema e Variazioni.
Фото: Fornasetti

Московским поклонникам роскошных и немного сумасшедших предметов Fornasetti крайне повезло: теперь мебель и аксессуары прославленного бренда можно найти в фирменном корнере на первом этаже ЦУМа.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+