18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фильм о русском авангарде «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции» вышел на BBC

Скриншот из фильма «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции». Фото: BBC
Скриншот из фильма «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции».
Фото: BBC

В результате журналистского расследования несколько зарубежных музеев изучают работы Александры Экстер и Ивана Клюна на предмет их подлинности

Документальный фильм The Zaks Affair: Anatomy of a Fake Collection, подготовленный редакцией BBC News Russian, вышел в эфир 11 марта и доступен на YouTube. Лента посвящена изучению коллекции происходящего из СССР предпринимателя Леонида Закса, которая, по заявлению владельца, формировалась в период с 1920-х по 1950-е годы и состоит из произведений таких мастеров авангарда, как Наталия Гончарова, Иван Клюн, Эль Лисицкий, Любовь Попова, Надежда Удальцова, Илья Чашник, Александра Экстер и прочие. На протяжении последних 20 лет множество работ из этой коллекции были проданы в музеи и частные собрания по всему миру.

Александра Экстер.  «Пейзаж с домами и деревьями». Художественный музей Кливленда. Картина из собрания Леонида Закса. Фото: BBC
Александра Экстер. «Пейзаж с домами и деревьями». Художественный музей Кливленда. Картина из собрания Леонида Закса.
Фото: BBC

При этом со временем начали возникать подозрения в подлинности данных произведений. С помощью экспертов, искусствоведов, арт-детективов сотрудники редакции BBC во главе с журналистом Григором Атанесяном попробовали докопаться до истины в истории этой загадочной коллекции и ее владельцев. Фильм выпущен на русском и английском языках с субтитрами.

Что было известно о коллекции Закса

История коллекции известна лишь со слов ее владельца, Леонида Исааковича Закса, который рассказывал в интервью, что сам коллекционером не является, собрание унаследовал в готовом виде от родственников. Собирателем был дед, коммерсант Залман Закс, проживавший в 1920-е годы в Екатеринославе (современный Днепр). Его дочь Анна, тетка Леонида, пополняла коллекцию во второй половине ХХ века, разыскивая работы авангардистов в маленьких белорусских городах. Дядя Моисей, после Второй мировой войны оказавшийся американским бизнесменом, приехал в Москву в 1956 году, приобрел там еще группу произведений и «абсолютно легально» вывез собрание из Советского Союза в Европу. Сам Леонид вступил во владение в 1990-е годы, после эмиграции.

Коллекция Закса, по его рассказам в 2010-х годах, насчитывает около 200 картин и хранится в Германии, Израиле, США и Швейцарии. Среди людей, сотрудничавших с Заксом при продвижении его коллекции на западном арт-рынке, такие хорошо известные в определенной среде эксперты по русскому искусству, как Александр Арзамасцев и Жан Шовлен.

Иван Клюн (атт.).  «Часовщик». Миннеаполисский институт искусств. Картина из собрания Леонида Закса. Фото: BBC
Иван Клюн (атт.). «Часовщик». Миннеаполисский институт искусств. Картина из собрания Леонида Закса.
Фото: BBC

Выставки русского авангарда из собрания Леонида Закса проходили в Белоруссии в конце 2000-х — начале 2010-х годов. Ряд работ он преподнес своей бывшей родине в подарок. Подозрения в подлинности коллекции Закса зазвучали в прессе еще в конце 2000-х. И вот наконец BBC выпустила фильм, в котором журналисты попробовали разобраться в этом деле и сформулировать некие принципы расследования историй подобных коллекций с весьма неоднозначным провенансом.

Что мы узнали из фильма

Главные рассказчики в фильме — авторитетные специалисты по русскому авангарду и подделкам Константин Акинша, Джеймс Баттервик и Андрей Васильев. Также в съемках приняли участие специалисты по русскому авангарду Татьяна Горячева и Мария Тимина.

«Проблема не только в том, что подделки русского авангарда продаются за миллионы долларов, а в том, что эти подделки появляются на стенах музеев, включаются в выставки, появляются на страницах книг», — говорит Васильев.

Андрей Васильев, известный разоблачением «картины Малевича», оказавшейся работой его ученицы Марии Джагуповой, рассказывает, что это разбудило его азарт и он начал собирать материалы по коллекции Закса.

Работа Эль Лисицкого из собрания Леонида Закса, ныне в собственности Беатрис Гимпел. Скриншот из фильма «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции». Фото: BBC
Работа Эль Лисицкого из собрания Леонида Закса, ныне в собственности Беатрис Гимпел. Скриншот из фильма «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции».
Фото: BBC

Главным предметом расследования стали картины Эль Лисицкого и Любови Поповой, унаследованные швейцаркой Беатрис Гимпел. После смерти ее отца, собиравшего искусство, оказалось, что его коллекция не так ценна, как представлялось. Обе картины были приобретены через швейцарскую галеристку Сюзан Орландо, которая, как заметил Акинша, «давно привлекала внимание». Научная экспертиза, проведенная компанией Art Discovery в Лондоне, доказала, что оба полотна поддельные.

Эксперты разобрали провенанс коллекции Закса — истории его родственников, «собиравших картины». Васильев написал запросы в белорусские райцентры, где будто бы работала тетка Закса, однако оказалось, что ни в каких архивах она не зафиксирована. Другая часть легенды — американский дядюшка, якобы въезжавший в СССР в 1950-е. Российский МИД на запросы ответил, что никакой Моисей Закс границу СССР не пересекал. Документов, подтверждающих вывоз им двух контейнеров картин, также не обнаружено. Письмо из Национального музея истории и культуры Белоруссии 1980-х годов, подтверждающее провенанс, оказалось подложным.

«Мы проверили весь провенанс коллекции Закса, и каждый элемент провенанса не подтверждается ничем. Скорее, мы способны его опровергнуть. Перед нами классический провенансный миф», — подытоживает Акинша. К сожалению, юридически ничего сделать невозможно: срок давности прошел, говорят юристы.

Александра Экстер. «Генуя». Альбертина (Вена). Картина из собрания Леонида Закса. Скриншот из фильма «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции». Фото: BBC
Александра Экстер. «Генуя». Альбертина (Вена). Картина из собрания Леонида Закса. Скриншот из фильма «Дело Закса: анатомия поддельной коллекции».
Фото: BBC

Журналисты нашли три картины из собрания Закса, проданные в крупные музеи. Художественный музей Кливленда владеет «Пейзажем с домами и деревьями» Александры Экстер. На запрос журналистов в музее ответили, что проведут свое расследование. Миннеаполисский институт искусств владеет «Часовщиком» Ивана Клюна. После запроса BBC за время съемки фильма авторство Клюна было отведено, описание на сайте изменено. В венской Альбертине находится «Генуя» Александры Экстер. Сотрудники музея ответили на запрос, что картина будет исследована (к настоящему времени она исчезла из онлайн-коллекции).

Отдельно в фильме рассказывается о сертификатах подлинности и экспертизах, сопровождавших продажу предметов из коллекции Леонида Закса галереей Orlando в Цюрихе. Они связаны с Патрицией Рейлинг и основанной ею компанией InCoRM, имеющей своеобразную репутацию на рынке русского авангарда. Также журналисты связались с Татьяной Котович, белорусским искусствоведом, на публикации которой Закс ссылался при перепродажах. Она твердо отрицает, что говорила о подлинности вещей: «Я не знаю, каким образом мне доказать мою нравственную непогрешимость».

Скриншот сайта Миннеаполисского института искусств. Фото: BBC
Скриншот сайта Миннеаполисского института искусств.
Фото: BBC

Григор Атанесян сумел поговорить по телефону с Леонидом Заксом, предположительно проживающим в Израиле. Тот решительно опроверг обвинения в подделке. Об оставшейся у него на руках части коллекции он выразился так: «Большая часть картин лежит мертвым грузом. Давайте не будем углубляться где. На европейском складе». Узнав от Атанесяна, что покойный Гимпел заплатил за каждую из картин по 400 тыс. швейцарских франков, Закс удивился размеру суммы. (Отметим, что с сотрудниками галереи Orlando журналисты не связались, хотя их точки зрения явно не хватает.)

На обвинения в подложном провенансе Закс ответил, что вся эта история известна ему со слов матери, а архивисты и эксперты ошибаются. «Кому я должен верить: неизвестным мне людям или собственной маме?» — сказал Закс.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+