18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Далекие боги объединились в культурном диалоге

Ягья Вараха: воплощение Вишну в виде вепря. Деревня Сунаари, Видиша, Мадхья-Прадеш, Индия; 900-1099 гг. н.э.  Фото: Vidisha District Archaeological Museum, State Department of Archaeology Archives and Museums, Government of Madhya Pradesh, India (1919)
Ягья Вараха: воплощение Вишну в виде вепря. Деревня Сунаари, Видиша, Мадхья-Прадеш, Индия; 900-1099 гг. н.э.
Фото: Vidisha District Archaeological Museum, State Department of Archaeology Archives and Museums, Government of Madhya Pradesh, India (1919)
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Открытая в Мумбаи выставка «Древняя скульптура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим» объединяет древних богов родом из разных культур — как «мертвых», так и тех, кому до сих пор поклоняются. Ее уже называют «одной из важнейших в истории музеев Индии»

В Индии после четырех лет подготовки открылась беспрецедентная выставка, где встретились божества родом из разных культур. Экспозиция «Древняя скульп­тура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим» стала результатом совместной работы Музея Гетти, Британского музея, Государственных музеев Берлина и главного музея Мумбаи — Музея Чатрапати Шиваджи Махараджа Васту Санграхалая (CSMVS). Непривычно долгий период проведения выставки (она проработает до 1 октября) связан с тем, что ее сопровождает специальная межуниверситетская программа, разработанная в рамках проекта Кембриджского университета «Гуманитарные науки в глобальном контексте», которой нужно время, чтобы добраться до других центров этой большой страны и дать возможность студентам побывать в Мумбаи и увидеть богов собственными глазами.

Экспозиция «Древняя скульптура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим». Фото: Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya
Экспозиция «Древняя скульптура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим».
Фото: Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya

Нигде больше на всем субконтиненте не увидеть обнаженную Афродиту (хотя в ее честь названо множество салонов красоты, в то время как фитнес-центры носят имя Аполлона), египетского бога или божество ассирийского пантеона. В числе организаторов выставки бывший директор Британского музея Нил Макгрегор.

«Теперь я задаю себе новые вопросы об этих скульптурах, которые мы видели сотни раз», — говорит он. Когда Макгрегор спросил кураторов CSMVS, что в экспонатах поразило их больше всего, они ответили: «Куда класть подношения богам? Как понять, что Афродита — богиня, если она обнажена и на ней нет украшений? И почему бог не смотрит на меня?» Дело в том, что в религиях Индии «даршан», то есть обмен взглядами между верующим и богом, является неотъемлемой частью молитвы, так что направленный в сторону взгляд западных богов видится не просто холодностью, а полным отрицанием связи божественного и земного.

Экспозиция «Древняя скульптура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим». Фото: Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya
Экспозиция «Древняя скульптура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим».
Фото: Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya

В этом заключается принципиальная разница между богами, прибывшими из Европы, и богами из собственного собрания музея: западные боги мертвы, а индийские по-прежнему живы. Для Запада древние боги не более чем произведения искусства или артефакты материальной культуры — в Индии же индуистские, буддистские и джайнистские скульптуры, какими бы древними и ценными они ни были, являются частью живой религии и их культовая функция неизменно затмевает культурную. Это ощущение божественного присутствует на инстинктивном уровне, и посетители в знак уважения нередко снимают обувь на входе в залы.

Экспозиция строится на сопоставлении 16 скульп­тур богов, привезенных из западных музеев, с индийскими богами, но последние из почтения представлены в виде фотографий. Единственное исключение — величественная скульптура вепря (около 1000 года н.э.) из песчаника, стоящая в центре ротонды, где располагается экспозиция. Эта скульп­тура изображает третью аватару индуистского бога Вишну — вепря по имени Вараха, защищающего Землю.

Экспозиция «Древняя скульптура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим». Фото: Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya
Экспозиция «Древняя скульптура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим».
Фото: Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya

Индийская пресса отзывается о проекте положительно, наряду с национальной гордостью подчеркивая международный характер проекта. Times of India отметила, что выставка «проливает новый свет на роль Индии, которая не только была одной из древних цивилизаций, но и внесла значительный вклад в их общее развитие».

Есть выставки, о которых по прошествии времени становится ясно, что они сыграли поворотную для искусствоведения роль. В их числе прошедшая в парижском Центре Помпиду в 1989 году выставка «Маги Земли», где незападные и западные художники были впервые представлены как равновесные фигуры современного искусства. Нынешняя выставка в Мумбаи, задающая противоположное направление движения, может стать образцом конструктивного сотрудничества, призванного объединить интеллектуалов по всему миру.

В 2025 году в музее откроется галерея Древнего мира с обновляющейся раз в три года сменной экспозицией из более 100 объектов из собраний западных музеев-партнеров. В ней воплотится видение Джеймса Куно, бывшего президента Фонда Пола Гетти, который убежден, что вместо ликвидации экспозиций и возврата всех экспонатов на родину западные музеи с их обширными коллекциями должны развиваться именно в направлении такого обмена. Безусловно, подобная стратегия сотрудничества дает Востоку и Западу возможность учиться друг у друга. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+