18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Валентина Агафонова: «Музей Булгакова — заложник своей популярности»

Директор Музея Михаила Булгакова Валентина Агафонова. Фото: Музей Михаила Булгакова
Директор Музея Михаила Булгакова Валентина Агафонова.
Фото: Музей Михаила Булгакова
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Музей Михаила Булгакова пользовался популярностью и до новой экранизации «Мастера и Маргариты», а сейчас тем более. Но есть реальность медийная, а есть практическая, жизненная. Как они сопрягаются в контексте музея, нам рассказала его директор

Что собой представляет сегодня государ­ственный музей Михаила Булгакова в Москве?

Сейчас у нас три площадки. Я настаиваю на цифре три, потому что, когда в марте 2023 года мы открыли наш Научно-просветительский центр на Арбате, многие написали: «Ура! Теперь Музей Булгакова представлен на четырех площадках». Это происходит из-за путаницы с частным культурным центром «Булгаковский дом», который находится в том же доме на Большой Садовой, 10. Но нет, государственный музей Михаила Булгакова только один. В него входит в первую очередь «нехорошая квартира», которая в качестве музея функционирует с 2007 года. Три года назад открылось наше пространство по адресу Большая Пироговская, 35а. Это первое отдельное жилье Булгакова в Москве, которое он снимал с 1927 по 1934 год. Самое новое пространство — Научно-просветительский центр на Арбате.

Интерьер «нехорошей квартиры». Фото: Музей Михаила Булгакова
Интерьер «нехорошей квартиры».
Фото: Музей Михаила Булгакова

Булгаков жил и там?

Само это место не имеет к Булгакову прямого отношения, однако рядом, в Нащокинском переулке, находился дом, где писатель жил с 1934 по 1940 год. Новая площадка музея удобна для проведения встреч, лекций, конференций и других мероприятий.

Получается, что вы — один из немногих московских музеев, которые в последние годы приросли не благодаря укрупнениям и слияниям, а естественным путем. Как вам это удалось?

Присоединение упомянутых помещений — заслуга предыдущего директора музея, Петра Мансилья-Круза, который возглавлял его с 2013 года. Когда я была назначена на этот пост в июле 2022 года, руководство поручило мне открыть Научно-просветительский центр ко Дню города, к началу сентября. Уже тогда я понимала, что мы точно не успеем к сроку, поскольку эта задача была уравнением с несколькими неизвестными, а открытие новой площадки — большая ответственность. Открылись в марте 2023-го: библиотека, полноценный лекторий, выставочное пространство, музыкальная гостиная со старинным роялем, впечатляющая коллекция виниловых пластинок. Там же фонд рукописных документов, в который входят материалы исследователей-булгаковедов и различные документы о деятельности музея. Этот фонд был создан на базе архива Мариэтты Омаровны Чудаковой, переданного ее дочерью Марией. Чудакова — одна из создательниц музея. Мы сделали в Научно-просветительском центре ее мемориальный кабинет.

Интерьер «нехорошей квартиры». Фото: Музей Михаила Булгакова
Интерьер «нехорошей квартиры».
Фото: Музей Михаила Булгакова

Чем вы занимались до того, как стали директором Музея Булгакова?

С 2017 года занимала ту же должность, которую продолжаю занимать и сейчас, сов­мещая: параллельно я директор Центральной городской молодежной библиотеки имени Михаила Светлова. Сидеть на двух стульях относительно удобно: «нехорошая квартира» и Светловка находятся друг напротив друга, на противоположных сторонах Садового кольца. Но, поскольку у Светловки тоже есть два филиала, со временем оказалось, что стульев у меня уже не два, а шесть. Светловка для меня — это уже подросший ребенок: тут все налажено, подобрана команда, все знают, что делать. Музей Булгакова для меня пока еще на другой стадии.

БИОГРАФИЯ
Валентина Агафонова
Директор Музея М.А.Булгакова и Центральной городской молодежной библиотеки им. М.А.Светлова

1986 родилась в Москве
2007 окончила Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина по специальности «филолог»
2007–2013 ассистент проекта, координатор проекта, менеджер проекта, менеджер по развитию Фонда социального развития и охраны здоровья «Фокус-медиа»
2014 начальник отдела маркетинга ГАУК «Мосгортур»
2014–2015 заместитель директора ФГБУ «Роспатриотцентр»
2015–2017 заместитель генерального директора по PR и развитию ГБУК г.Москвы «Дирекция по развитию культурных центров»
С 2017 директор ГБУК г.Москвы «Центральная городская молодежная библиотека им. М.А.Светлова»
2018–2019 параллельно директор ГБУК г.Мос­квы «Библиотека-читальня им. А.С.Пушкина»
2022 по совместительству директор ГБУК г.Москвы «Музей М.А.Булгакова»
2023 основное место работы — Музей М.А.Булгакова

Еще…

Вы помните, что вас в начале здесь поразило?

Невероятные потоки посетителей — не только в выходные, но и в будни. Посещаемость сейчас около 100 тыс. человек в год. За мой период работы она выросла на треть.

«Нехорошая квартира». Постоянная экспозиция. Фото: Музей Михаила Булгакова
«Нехорошая квартира». Постоянная экспозиция.
Фото: Музей Михаила Булгакова

То есть выход фильма-блокбастера не повлиял на вашу посещаемость?

С одной стороны, Булгаков, безусловно, один из популярнейших писателей в России и зарубежном мире. С другой — наш музей в определенном смысле является заложником этой ситуации, и мы постоянно должны придумывать новые проекты, чтобы удержать имеющуюся аудиторию и привлечь новую. Иными словами, сложно ответить на вопрос, каков прирост аудитории музея после выхода фильма. Самое важное здесь то, что кинокартина Михаила Локшина дает повод для дискуссии и музей оказывается востребован и как площадка для мероприятий, и как инстанция с опытными специалистами, готовыми принять участие в открытом разговоре об экранизации «закатного романа». Во время работы над фильмом съемочная группа обращалась в музей за консультациями относительно историко-культурных реалий 1920–1930-х годов, по вопросам биографии и творчества Булгакова.

К премьере фильма в музее открылась выставка костюмов, которые использовались в кинокартине. Кроме того, мы записали аудиогид по «нехорошей квартире», где голосом Булгакова стал Евгений Цыганов, исполнитель роли Мастера. Организовали серию паблик-токов, которые были связаны и с романом Булгакова, и с новой экранизацией. Спикерами, кстати, выступили и представители съемочной группы и актеры. Например, Данил Стеклов, сыгравший Бездомного, рассказывал о том, что в прокатную версию фильма не вошло большое количество отснятого материала. Мы попробуем попросить у создателей фильма что-то из дополнительных сцен для обсуждения.

Выставка «Вы судите по костюму?». Музей Михаила Булгакова. Фото: Музей Михаила Булгакова
Выставка «Вы судите по костюму?». Музей Михаила Булгакова.
Фото: Музей Михаила Булгакова

Каковы планы вашего дальнейшего развития?

Одним из достоинств прежнего музея было обилие внутренних выставочных проектов. Мне же хочется, при сохранении традиций, больше внешних партнерств и коллабораций. Это отлично работает в сфере культуры, это колоссальный ресурс. У нас уже выстроены взаимоотношения с другими музеями и архивами, кинотеатрами, театрами, издательствами, ресторанами. Сотрудничаем и с вузами. Например, в марте начинаем совместный проект со студентами Высшей школы экономики. Отдельное внимание сейчас уделяется сувенирной продукции и издательским проектам. Недавно мы представили новый логотип музея, а параллельно работаем над созданием нового брендбука и сайта.

В этом году у нас амбициозные планы ко дню рождения Михаила Булгакова в мае. Хотим повторить успех прошлого года и значительно расширить программу нашего фестиваля.

Из других планов. В доме на Большой Садовой музею принадлежат две квартиры: собственно сама «нехорошая квартира» № 50, с экспозицией, и находящаяся напротив, на той же лестничной площадке, квартира № 51, служебная. Мы планируем открыть ее для публики — устроить там сувенирный киоск, гардероб и зону ожидания экскурсий.

Интерьер «нехорошей квартиры». Фото: Музей Михаила Булгакова
Интерьер «нехорошей квартиры».
Фото: Музей Михаила Булгакова

А что происходит с площадкой на Пироговской?

Музей на Большой Пироговской перед Новым годом затопило — сейчас мы его приводим в порядок и надеемся открыть в марте. Хочется снова радовать посетителей и действующей экспозицией, состоящей из огромного количества мемориальных предметов, и новыми выставками. В этом году на Пироговке у нас их запланировано несколько. Несмотря на то что там небольшое пространство, не более 100 кв. м, мы стали интегрировать театрализованные экскурсии, что дало возможность решить эту проблему: «расширить» пространство и рассказывать о выставках гораздо больше и уже на другом языке — языке театра.

Какова ситуация с фондами, реставрацией предметов?

Сейчас фонды насчитывают более 8 тыс. единиц, и они активно комплектуются за счет дарителей, друзей музея. В коллекции музея хранится большое количество печатных изданий с первыми публикациями писателя, его автографы, редкие книги, документы, фотографии.

В конце прошлого года мы провели потрясающую реставрацию мемориальной мебели из квартиры Михаила Булгакова в Нащокинском переулке и гостиного гарнитура Владимира Степуна, близкого знакомого писателя, актера МХАТа. Во время работы над гарнитуром реставраторы нашли оригинальную ткань обивки в подлокотнике одного из кресел, и после реставрационного совета было принято решение придать гарнитуру первоначальный вид.

Интерьер «нехорошей квартиры». Фото: Музей Михаила Булгакова
Интерьер «нехорошей квартиры».
Фото: Музей Михаила Булгакова

Совсем недавно музей получил от частного дарителя — Александра Курушина, художника и друга Любови Белозерской, второй жены писателя, — личные вещи Любови Евгеньевны. Среди них — дорожный саквояж, вязанная крючком поясная сумочка, папка для бумаг, автографы разных лет. До этого он много передал и других мемориальных предметов. Часть вещей, которые ранее поступили от него, сейчас представлены в постоянной экспозиции на Пироговке. Для нас очень ценна красная коробочка от духов «Коти». Когда мы начали ее атрибутировать, то поняли: коробочка принадлежала матери Булгакова. Видимо, она перешла к Белозерской, потом к Курушину, и он уже передал ее в музей. Таким вот чудесным образом к нам попадают вещи, принадлежавшие семье Михаила Афанасьевича. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+