18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Еврейский авангард: от местечкового — к универсальному

Натан Альтман. «Россия. Труд». 1920-1921. Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Натан Альтман. «Россия. Труд». 1920-1921. Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

В центре выставки, посвященной эволюции «нового еврейского искусства» 1910–1930-х годов, — Натан Альтман, Марк Шагал и Давид Штеренберг. У трех художников очень разные траектории, и тем интереснее их проследить

Более 150 работ из частных и государственных собраний, центральных и региональных музеев — от Москвы до Нижнего Тагила — собрали на площадке Еврейского музея с одной главной целью. Сокуратор выставки Мария Гадас формулирует ее так: «Мы показываем, как еврейское искусство влилось в язык авангарда, как язык национальный стал языком универсальным».

Эль Лисицкий. «Титульный лист папки "Фигурины" (Figurinen-mappe)». 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Эль Лисицкий. «Титульный лист папки "Фигурины" (Figurinen-mappe)». 1923. Оформление электромеханического шоу на тему оперы «Победа над солнцем».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В фокусе кураторов выставки, созданной при поддержке Банка ВТБ, деятельность Культур-лиги (1918–1924) — еврейской просветительской организации, проделавшей путь из Киева в Москву, Ригу, Варшаву и другие города, вплоть до Берлина, Парижа и Нью-Йорка. С тех пор как в 2003 году искусствовед Григорий (Гиллель) Казовский опубликовал исследование «Художники Культур-Лиги», интерес к этой институции не иссякает.

Роберт Фальк. «Автопортрет в белой рубашке». 1922. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Роберт Фальк. «Автопортрет в белой рубашке». 1922.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Культур-лига объединяла еврейских художников, писателей, режиссеров и издателей, стремившихся сообща развивать культуру на языке идиш. В начале ­1920-х важнейшим центром еврейского искусства стала Москва. В 1922-м Культур-лига провела здесь выставку Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга. Сохранился ее каталог, в котором перечислено 55 работ. Нынешняя экспозиция в Еврейском музее гораздо представительнее и являет собой как трибьют Культур-лиге и трем замечательным художникам, так и попытку проследить удивительную трансформацию живописного языка — от традиционной стилистики и провинциальных образов к символике авангарда. «Новое еврейское искусство» тогда рассматривалось (словами пресс-релиза) как «синтез национальной художественной традиции и открытий интернационального модернизма».

Давид Штеренберг. «Натюрморт с синей вазой». 1920. Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Давид Штеренберг. «Натюрморт с синей вазой». 1920.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

«Это выставка о происхождении еврейского авангарда, откуда он возник, — говорит Мария Гадас. — Начнем мы с еврейского народного искусства и далее посмотрим на него в контексте модернизма — так же, как мы смотрим на примитивное искусство в связи с появлением кубизма. Авангардный язык не подразумевал отказ от традиций. Это была трансформация, попытка переосмысления, на чем мы делаем большой акцент».

Кем же на момент выставки 1922 года были ее участники и что ждало их впереди?

Марк Шагал. «Человек с опрокинутой». 1918. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Марк Шагал. «Человек с опрокинутой». 1918.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

35-летний Марк Шагал (1887–1985) преподавал в колонии для беспризорных в подмосковной Малаховке и работал в Еврейском камерном театре сценографом. Вскоре после выставки он навсегда уехал из России — его ждала невероятная международная слава. 33-летний Натан Альтман (1889–1970) также занимался сценографией, а еще оформлял Петроград к годовщинам революции и делал агитационный фарфор. В 1928 году, после гастролей Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТ), задержался в Париже на семь лет. Вернувшись в 1935-м, попал в эпицентр сталинского террора, отошел от живописи и зарабатывал на жизнь дизайном марок и книжной иллюстрацией.

Натан Альтман. «Портрет Сильвии Гринберг». 1923. Фото: Собрание семьи Палеевых
Натан Альтман. «Портрет Сильвии Гринберг». 1923.
Фото: Собрание семьи Палеевых

41-летний Давид Штеренберг (1881–1948) сразу после революции пару лет заведовал отделом ИЗО Наркомпроса, а в 1920-м начал преподавать во ВХУТЕМАСе, вырастив плеяду прекрасных художников, среди которых Юрий Пименов и Александр Дейнека. В 1930-х Штеренберг эволюционировал в сторону реализма, был соучредителем Общества станковистов. Из трех мастеров, имена которых вынесены в название выставки, пожалуй, только несоветский Шагал оставался верен еврейским корням до конца.  

Еврейский музей и центр толерантности
«Еврейский авангард 1910–1930 гг. Шагал, Альтман, Штеренберг»
5 марта — 9 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+