18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Франческо Пезеллино: дебютная экспозиция забытого мастера

Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент. Фото: Лондонская национальная галерея
Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент.
Фото: Лондонская национальная галерея
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Вы вряд ли слышали его имя раньше. В Лондоне Национальная галерея выставила работы Пезеллино из собственных фондов и из других музеев с целью популяризировать талантливого, но преждевременно покинувшего этот мир итальянца эпохи Ренессанса

Франческо Пезеллино был состоявшимся художником, картины которого ценили за изысканность и проработку деталей. В числе его заказчиков была семья Медичи, среди соавторов — Филиппо Липпи. Но летом 1457 года карьера 35-летнего живописца прервалась вместе с его жизнью: Франческо Пезеллино умер от чумы.

И тут случилось странное: имя и творчество художника забылись настолько прочно, что до сих пор не было ни одной посвященной ему выставки. «Пезеллино. Открытие ренессансного мастера», объединившая произведения из фондов лондонской Национальной галереи и ряд экспонатов, полученных во временное пользование из других коллекций, призвана восстановить репутацию талантливого, но преждевременно покинувшего этот мир флорентийца.

Франческо Пезеллино. «Давид и Голиаф». 1445–1455. Фото: Лондонская национальная галерея
Франческо Пезеллино. «Давид и Голиаф». 1445–1455.
Фото: Лондонская национальная галерея

Выставка строится вокруг двух картин на доске — «Давид и Голиаф» и «Триумф Давида». Обе написаны приблизительно в 1445–1455 годах и, вероятно, создавались как панели богато украшенного свадебного сундука-кассоне. Композиции, рассказывающие историю библейского царя, служат наглядным свидетельством мастерства Пезеллино. Одна изображает Давида, замахнувшегося камнем, который он вот-вот бросит в великана, в эпицентре массовой батальной сцены с участием конных рыцарей; здесь Пезеллино имел возможность продемонстрировать искусное владение новаторской в то время техникой перспективы. В другой Давид с головой Голиафа изображен в составе экстравагантной ренессансной процессии, сверкающей золотом и сопровождаемой множеством животных.

Эти картины впервые поступили в Национальную галерею — изначально во временное пользование — почти полвека назад. Проведенная недавно реставрация обнаружила не только необычайно тонкую работу Пезеллино с сусальным золотом и серебром, но и многочисленные потертости на красочном слое, а еще замочные скважины, замазанные в более поздний период. Напомним, что доски были частью объекта, предназначавшегося для повседневного использования, и при всем их великолепии явно не вызывали трепета у владельцев.

Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент. Фото: Лондонская национальная галерея
Франческо Пезеллино. «Триумф Давида». 1445–1455. Фрагмент.
Фото: Лондонская национальная галерея

Отношения Пезеллино с династией Медичи входят в число ключевых тем выставки. На композициях, посвященных истории Давида, в нескольких местах присутствует герб Медичи, и это позволяет предположить, что они могли быть частью меблировки в семейном палаццо во Флоренции.

Пезеллино имел репутацию мастера небольших композиций, но, проживи он дольше, наверняка прославился бы и как автор крупноформатных работ. На выставке представлена алтарная картина, написанная для ордена Святой Троицы в Пистойе (1455–1460), большая композиция, уходящая от традиции создавать алтарные картины в виде полиптихов. Вместо того чтобы отделять фигуры друг от друга архитектурной рамой, художник изображает святых, ангелов и ипостаси Троицы в одном пространстве на фоне извилистого тосканского пейзажа. После смерти Пезеллино работу завершил Филиппо Липпи.

Франческо Пезеллино, Фра Филиппо Липпо и мастерская. «Алтарь церкви Санта-Тринита в Пистойе». 1455–1460. Фото: Лондонская национальная галерея
Франческо Пезеллино, Фра Филиппо Липпо и мастерская. «Алтарь церкви Санта-Тринита в Пистойе». 1455–1460.
Фото: Лондонская национальная галерея

В XVIII веке «Алтарь Святой Троицы» распилили на несколько частей, которые оказались в разных концах Европы. Национальная галерея покупала их на протяжении первой трети ХХ века, и в конце концов картину удалось восстановить. Экспозиция «Пезеллино. Открытие ренессансного мастера» — это еще и рассказ о деликатной работе лондонского музея с наследием художника. Подготовленная Лорой Ллевелин, выставка открылась в зале 46 — камерном пространстве, которое как нельзя лучше подходит для неторопливого знакомства с творчеством Пезеллино. 

Национальная галерея
«Пезеллино. Открытие ренессансного мастера»
До 10 марта

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+