18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Каспар Давид Фридрих: от забвения — к славе

Каспар Давид Фридрих. «Закат солнца» («Братья»). Фото: Государственный Эрмитаж
Каспар Давид Фридрих. «Закат солнца» («Братья»).
Фото: Государственный Эрмитаж
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

К 250-летию немецкого романтика готовят ряд проектов, в большинстве в Германии. Юбилей отметят и в России: в Эрмитаже покажут выставку, которая расскажет, кроме прочего, о дружбе художника с поэтом Василием Жуковским

Каспар Давид Фридрих умер в 1840 году в бедности, практически забытый современниками. Но сейчас, спустя почти 250 лет со дня рождения художника, его популярность достигает новых высот, а грядущий юбилей, судя по всему, выведет ее на небывалый уровень.

Германия подготовила в этом году три крупные выставки. Серию уже открыл гамбургский Кунстхалле, где с декабря можно увидеть посвященную германскому романтику экспозицию, исследующую его новаторское видение отношений между человеком и природой, в том числе в самой знаменитой работе «Странник над морем тумана» (около 1817). Выставка в берлинской Старой национальной галерее откроется 19 апреля, а в дрезденском Альбертинуме и гравюрном кабинете — в августе. Кроме того, экспозиции готовятся и в менее крупных городах, в том числе в Веймаре и на родине Фридриха, в Грайфсвальде на северо-востоке страны.

Каспар Давид Фридрих. «Странник над морем тумана». Около 1817. Фото: Wikimedia
Каспар Давид Фридрих. «Странник над морем тумана». Около 1817.
Фото: Wikimedia

Берлинская выставка «Каспар Давид Фридрих. Бесконечные ландшафты» расскажет о том, как его «заново открыли» в начале ХХ века, и о роли, которую в этом сыграла Национальная галерея. Подготовившая экспозицию специалист по творчеству Фридриха Бригит Фервибе объясняет, что при жизни художника Берлин играл в его карьере ключевую роль — даже более значительную, чем Дрезден, где он прожил четыре десятилетия.

Пейзажи Фридриха неоднократно экспонировались в Берлинской академии в период с 1810 по 1834 год. Ими восхищались поэт-романтик Клеменс Брентано, драматург Генрих фон Клейст, а самое главное — кронпринц и будущий король Фридрих Вильгельм IV, известный как «романтик на троне». В начале XIX века он убедил своего отца Фридриха Вильгельма III купить несколько важных работ художника, в числе которых были «Монах у моря» — широкая панорама морского побережья с крохотной темной фигурой в центре, смотрящей на пенные гребни волн, — и «Аббатство в дубовом лесу», изображающее готические руины в окружении надгробий и голых деревьев с извилистыми ветками. Благодаря этим приобретениям Берлин получил одно из самых значительных собраний Фридриха в мире.

Каспар Давид Фридрих. «Аббатство в дубовом лесу». Фото: Wikimedia/Google Arts & Culture
Каспар Давид Фридрих. «Аббатство в дубовом лесу».
Фото: Wikimedia/Google Arts & Culture

После Берлина художник покорил Россию. Сестра кронпринца Шарлотта (приняла православие с именем Александра Федоровна), которая тоже была страстной поклонницей Фридриха, получила титул императрицы, когда ее супруг Николай I взошел на престол в 1825 году. Она убедила мужа приобрести работы германского романтика, и теперь девять его картин находятся в собрании Государственного Эрмитажа. Таким образом, ныне в Санкт-Петербурге лучшая коллекция картин Фридриха за пределами Германии. Одна из них, «Исполиновы горы», представлена до 24 марта в центре «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге — это выставка одного шедевра. Кроме того, в декабре в Северной столице откроют большую выставку «Каспар Давид Фридрих и Россия», которая расскажет, в частности, о дружбе художника с поэтом Василием Жуковским, который также обладал 9 картинами и 50 рисунками любимого мастера. К слову, до февраля 2022 года музеи Германии вели переговоры с Эрмитажем о музейной аренде ряда произведений, но теперь о реализации этой инициативы речь, конечно, не идет.

Каспар Давид Фридрих. «Утро в горах».  Фото: Государственный Эрмитаж
Каспар Давид Фридрих. «Утро в горах».
Фото: Государственный Эрмитаж

К началу ХХ века Каспара Давида Фридриха практически забыли. Но в 1906 году в Национальной галерее состоялась выставка германского искусства периода 1775–1875 годов, на которой было представлено 93 его картины — больше, чем когда-либо прежде. Эта экспозиция отметила начало постепенного возрождения интереса к художнику, которое по-прежнему продолжается. «На протяжении долгого времени известность Фридриха была ограничена узким кругом знатоков», — рассказывает Фервибе. После Второй мировой войны его репутация оказалась подмочена ассоциациями с нацизмом (Адольф Гитлер был большим поклонником немецкого романтизма в живописи, а Фридрих был одним из его любимых художников), поэтому в послевоенные годы ученые и музеи обходили его стороной. На преодоление этого предубеждения ушло несколько десятилетий. В 1972 году лондонская Галер ея Тейт провела большую выставку, которая внесла огромный вклад в международное признание Фридриха. В 1974 году на приуроченную к его 200-летию экспозицию в гамбургском Кунстхалле уже стояли длинные очереди.

Каспар Давид Фридрих. «Лебеди в камышах». Фото: Государственный Эрмитаж
Каспар Давид Фридрих. «Лебеди в камышах».
Фото: Государственный Эрмитаж

Неуклонный рост популярности Каспара Давида Фридриха заметен и на арт-рынке. По словам составительницы каталога-резоне его графики Кристины Груммт, если подавляющее большинство картин осело в музейных собраниях, то рисунки по-прежнему перепродают частные коллекционеры. В прошлом году на торгах аукционного дома Grisebach редкий блокнот с набросками Фридриха ушел за €1,8 млн. Незадолго до этого власти Берлина подали заявку на внесение блокнота в список ценных объектов национального наследия, что фактически означает запрет на экспорт в период рассмотрения заявки. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+