18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка «Во имя промысла» в музее на Делегатской продлится целый год

Конь-качалка. Городец. Фабрика «Горьковская роспись». Модель-1957 г. Исполнение 1964 г. Автор: Краснояров Н.К. столяр, Смирной К.А., Воронцова Е.И. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Конь-качалка. Городец. Фабрика «Горьковская роспись». Модель-1957 г. Исполнение 1964 г. Автор: Краснояров Н.К. столяр, Смирной К.А., Воронцова Е.И.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Хотя промыслы — явление кустарное, именно в советское время, в эпоху индустриализации, они достигли невероятного расцвета. Как это произошло — исследуют авторы большой выставки во Всероссийском музее декоративного искусства

За последние годы русские народные промыслы не раз становились предметом углубленной музейной рефлексии: в 2020-м выставка «Небесная мастерская» прошла в музее «Новый Иерусалим», год назад музей-заповедник «Царицыно» подготовил большой проект «В поисках народного искусства». Казалось, на этом фоне трудно чем-нибудь удивить. Всероссийскому музею декоративного искусства это, похоже, удалось. Экспозиция «Во имя промысла», во-первых, демонстрирует лучшие образцы жанра — то, что в советское время делалось в ограниченном или единичном экземпляре для международных выставок, на экспорт. И во-вторых (выставка не зря названа исследованием), музей презентует индустрию: хотя промыслы — явление кустарное, именно в XX веке, в эпоху заводов и фабрик, они достигли невероятного расцвета, и во многом благодаря государственной поддержке.

Выставка «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Выставка «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

В 1999 году музей на Делегатской стал обладателем богатейшего архива и арт-коллекции НИИ художественной промышленности (НИИХП), который, в свою очередь, был преемником Московского кустарного музея (1885–1931). НИИХП работал с 1932 по 1998 год. Это был информационный, организационный и идеологический посредник между производителями и потенциальными заказчиками и клиентами. В институте существовал ряд лабораторий, прицельно изучавших те или иные промыслы, он снаряжал экспедиции по стране, привлекал ученых для исследований, организовывал курсы повышения квалификации и был оператором зарубежных выставок.

Интерьеры Павильона кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже. 1900. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Интерьеры Павильона кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже. 1900.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Архив НИИХП насчитывает 6 тыс. документов. В 2022 году Музей декоративного искусства совместно с ВШЭ получил грант Фонда Потанина на исследование и оцифровку этого собрания. Нынешняя выставка — один из этапов начавшейся работы.

Как в СССР поддерживали промыслы? Возьмем, например, вышивку. До революции за редким исключением домашнее рукоделие — занятие дворовых девушек в помещичьих усадьбах. Но вот в 1930-е в НИИХП создается лаборатория вышивки. Экспедиции в разные регионы помогли составить картину основных центров. Стало понятно, что есть мстёрская вышивка, калужская перевить в Тарусе, традиционная карельская вышивка в технике «шов по письму», золотное шитье городецкой и торжокской фабрик, крестецкая строчка в Новгородской области и другие. На основе собранного материала художники лаборатории создавали новые образцы для артелей и фабрик. Лучшие изделия демонстрировались на всемирных выставках в Париже (1937), Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958)…

Художники НИИХП Гусева М.А., Сапожникова (Дзагурова) Н.Н., Проценко К.А., Кашкарова З.Д., Работнова И.П. за работой. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Художники НИИХП Гусева М.А., Сапожникова (Дзагурова) Н.Н., Проценко К.А., Кашкарова З.Д., Работнова И.П. за работой.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Аналогично обстояло дело с кружевом. Сейчас на Делегатской можно увидеть уникальный экспонат — кружево как монументальное искусство, занавес «Спутник в космосе» (1960) авторства Анны Кораблевой, художницы НИИХП, работавшей с производствами Вологды и Ельца. Размеры кружева 3,55 на 2,33 м! В 1958-м еще одно произведение Кораблевой, «Русские мотивы», получило Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе, а елецких кружевниц на той же выставке наградили серебряной медалью.

Анна Кораблева. «Спутник в космосе». 1960. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Анна Кораблева. «Спутник в космосе». 1960.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Стекло Гусевского завода, резная кость с Чукотки, из Тобольска, Якутска и других центров, лаковая миниатюра из Мстёры, Палеха, Федоскина и Холуя, абрамцевско-кудринская резьба по дереву, богородская и полхов-майданская игрушка, унцукульская насечка по дереву и шемогодская береста — на выставке собрано немало чудес. Музейный пресс-релиз сообщает: «Промыслы презентуются как собрание драгоценностей», и это не фигура речи. Похоже, музей не зря пригласил в кураторы Нину Гомиашвили: экспонаты буквально сияют.

Выставка «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Выставка «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

«Во времена Советского Союза промыслы воспринимались как народное достояние, — говорит научный куратор выставки Наталья Денисова. — Художественная промышленность была сектором экономики. Несмотря на присутствие в работах коммунистической символики, сохранялась и передавалась и духовная составляющая народного искусства. Сотрудники НИИХП изучали технологию и образность промыслов на несколько веков в глубь истории. Казалось, что в индустриальном государстве у кустарных производств не было шансов выжить, но в СССР они не просто выжили, а достигли расцвета, были подняты на уровень высокого элитарного искусства».

Всероссийский музей декоративного искусства
«Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена ХХ века»
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+