18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях победила стихии

Фрагмент фасада Храма Покрова в Филях. Фото: Мосгорнаследие
Фрагмент фасада Храма Покрова в Филях.
Фото: Мосгорнаследие
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Шедевр нарышкинского барокко в Москве перенес первый — и важнейший — этап реставрации, который включал в себя работы на фасадах и в подземной части здания. Это вселяет уверенность в том, что храму больше не грозят климатические и прочие невзгоды

Одно из самых красивых зданий, которое успели возвести в Москве перед тем, как Петр I решительно развернул всю отечественную архитектуру от древнерусского к классицизму и прочим большим стилям, — храм Покрова в Филях. В ХХ веке судьба этой узорчатой игрушечки складывалась относительно удачно, но все-таки не идеально: храм был закрыт, купола сняты, верхний восьмерик, главки и верхний ярус разобраны. Вдобавок он немного пострадал во время немецких авианалетов.

В 1955 году началась его реставрация. Были восстановлены утраченные конструкции и белокаменные детали, обилие которых придавало храму особое очарование. Здание использовалось как больница и склад, пока в 1971 году не было передано в качестве филиала Музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В 2010-е началась его постепенная передача Русской православной церкви, окончательно завершившаяся в 2019 году.

К этому времени состояние храма стало настолько плачевным, что Москва в ответ на обращения епархии и жителей района Фили выделила средства на его реставрацию. Как уточнили нам в пресс-службе департамента культурного наследия города, «субсидия на проведение необходимых работ была выделена по решению мэра». Первый этап реставрации начался в 2021-м; его планировалось закончить в следующем году, но, как часто бывает, дело затянулось. И вот наконец реставраторы с гордостью показывают результаты.

Храм Покрова в Филях единодушно отнесен искусствоведами к числу шедевров храмовой архитектуры, сохранившихся на территории нынешней Москвы. Фото: Мосгорнаследие
Храм Покрова в Филях единодушно отнесен искусствоведами к числу шедевров храмовой архитектуры, сохранившихся на территории нынешней Москвы.
Фото: Мосгорнаследие

Основная причина, по которой храм пришел в плохое состояние, — качество предыдущих реставраций. Одна из них, советского времени, ликвидировала наружные водосточные трубы, отводившие осадки со сложной конфигурации кровли. Вместо них были поставлены белокаменные «водометы», которые выглядели более «древнерусски», но не справлялись с объемами влаги. Другая реставрация, проходившая в 1999–2000 годах, оказалась просто халтурной. Гидроизоляция тогда была выполнена некачественно, местами она вообще, как выяснилось, отсутствовала. Площадки для оттока воды были сделаны без уклона, поэтому влага застаивалась. Из-за неравномерных осадок глинистой почвы возник риск аварийной деформации фундамента и конструкций здания.

Проблемы, заметные невооруженным глазом, тоже пугали: нижний уровень храма был чрезмерно влажен, из-за протечек и замачивания кирпичная кладка расслоилась, раствор из швов стал вымываться, кирпичи — выпадать, фасады начали разрушаться, красочный слой — отслаиваться. Лестница и гульбища также были не в лучшем состоянии, ведь избыток влаги ведет, помимо прочего, к раскалыванию из-за перепада температуры в морозы.

Фрагмент фасада Храма Покрова в Филях. Фото: Дмитрий Смолев
Фрагмент фасада Храма Покрова в Филях.
Фото: Дмитрий Смолев

Андрей Яхнин, руководитель группы компаний «Имидж Дизайн Груп», научный руководитель реставрационных работ, рассказал нашему изданию: «По дореволюционным фотографиям мы воссоздали утраченные в советское время наружные водоотводы. Теперь осадки, как и в предыдущие века, отводятся на отмостку, откуда уходят в грунт и далее через специально устроенную новую систему дренажа, дренажных колодцев, подальше от фундамента. На всех горизонтальных плоскостях храма устроена новая, надежная гидроизоляция. Помимо фундамента и кровли, мы защитили ею гульбища, лестницы и так далее. Чтобы уложить ее на кровлю, пронумеровали и разбирали белокаменную „лещадь“ (плиты крыши внахлест), отреставрировали открывшиеся таким образом нижележащие своды, поставили гидроизоляцию и собрали эти плиты обратно. Отдельно отмечу, что гидроизоляцию мы выполнили из исторических материалов, из которых, как показали исследования, она была устроена ранее. Мы воссоздали ее в свинце, как это было в XVII веке. Это очень сложная, утраченная технология, было непросто найти специалистов, которые могли бы ею заняться. Она была воссоздана нами специально для храма Покрова в Филях».

Фрагмент фасада Храма Покрова в Филях. Фото: Дмитрий Смолев
Фрагмент фасада Храма Покрова в Филях.
Фото: Дмитрий Смолев

Решив основную проблему, реставраторы разобрались и с ее последствиями. После глубокой просушки проведена реставрация фасадов — кирпичной кладки и белокаменных элементов. Они были расчищены от поздних наслоений, утраты — восполнены. Уничтожен черный налет (биопоражение), который завелся на белом камне наружных конструкций. Выкорчевана растительность, включая ростки деревьев, проросшая на гульбищах. Столбики ограждений, покосившиеся из-за потери прочности раствора, выправлены. С использованием современных строительных материалов проведены работы по укреплению камня и защите от влаги. Наконец, стены были окрашены, а купола и кресты покрыты позолотой.

«Основные работы по восстановлению декоративных элементов пришлось выполнять опять-таки из-за их повреждений влагой, — говорит Андрей Яхнин. — В нижнем храме были заменены оконные заполнения, необходимые для поддержания в них климата в зимний отопительный сезон. В верхнем, „холодном“ храме они были просто отреставрированы, там нет необходимости в более сложных работах. Согласно дореволюционным фотографиям мы также остеклили лестничные пролеты, что тоже поможет их защите от осадков».

Фрагмент фасада Храма Покрова в Филях. Фото: Мосгорнаследие
Фрагмент фасада Храма Покрова в Филях.
Фото: Мосгорнаследие

Любопытный казус: в апреле 2023 года при вскрытии одной из конструкций здания был найден замурованный мощевик — шкатулка с частицами мощей семи святых, в том числе святых Варвары, Анастасии и Александра Нев­ского. Обстоятельства находки указывают на то, что мощевик, вероятно, был спрятан в советское время мастерами-реставраторами. Теперь мощи переданы приходу и доступны для поклонения.

Кем, когда и как был построен храм

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — общепризнанный шедевр русской архитектуры XVII века, эталон так называемого нарышкинского барокко. Здание было заказано дядей Петра Великого — Львом Кирилловичем Нарышкиным — и возведено в 1690–1693 годах в селе Покровское (ныне — Фили) неустановленными архитекторами, возможно Яковом Бухвостовым или Петром Потаповым. Отличительными чертами церкви, типичными для нарышкинского стиля, стали красочное узорочье, сложный силуэт и многосоставная композиция в плане. Традиционно для русских храмов церковь состоит из двух этажей — верхнего, неотапливаемого, который был домовым храмом Нарышкиных, и нижнего, теплого, который был приходским. К нашим дням интерьер нижнего храма не сохранился, а вот иконостас и прочая обстановка верхнего храма, созданная царскими мастерами, включая Карпа Золотарева и Кирилла Уланова, и уцелевшая с XVII века, представляют собой музейную ценность.

Еще…

Отметим, что в верхнем храме, несмотря на то что он передан РПЦ, пока остаются иконы и предметы обстановки XVII века и более позднего периода, которые включены в государственную часть Музейного фонда РФ и находятся на балансе Музея имени Андрея Рублева. На наш запрос пресс-служба музея подтвердила, что его хранители продолжают регулярно следить за состоянием сохранности памятников. Интерьеры обоих этажей храма пока не отреставрированы. «В 2023 году были завершены все внешние работы. На очереди реставрация интерьеров храма. Надеемся, что финансирование будет найдено и этот этап работ стартует, быть может, в 2025 году», — дополняет Яхнин.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+