18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Римские колонны на российские деньги: восстановлена базилика на форуме Траяна

Частичная реконструкция колоннады базилики Ульпия в Риме. Фото: Zuma\TASS
Частичная реконструкция колоннады базилики Ульпия в Риме.
Фото: Zuma\TASS

На форуме Траяна в Риме реконструирован фрагмент знаменитой базилики Ульпия постройки Аполлодора Дамасского. Средства на это дал Алишер Усманов. Событие вызвало в Италии живые дискуссии

Здание, которое теперь частично воспрянуло из руин, занимает в истории древней архитектуры важное место. Базилика Ульпия (106–113 год н.э.), которую построил один из легендарных архитекторов Античности Аполлодор из Дамаска, являлась центральным элементом форума Траяна, крупнейшего из императорских форумов Древнего Рима. Со временем она, некогда средоточие общественной и политической жизни Римской империи, обратилась в руины. Еще на заре Средневековья здание подверглось серьезным разрушениям, было заброшено и разграблено. Камни базилики Ульпия стали материалом для других построек. На протяжении столетий мир не имел иного представления об этом сооружении, кроме как по фрагментарно сохранившимся колоннам. Почти два тысячелетия именно руины были неотъемлемой частью архитектурного облика города.

В конце 2023 года реставрация уцелевшего сектора базилики Ульпия на форуме Траяна, длившаяся около трех лет, завершилась. Работы стали возможными благодаря щедрому финансированию Алишером Усмановым. На его пожертвования Рим украшается уже давно, с 2014 года: на счету Усманова восстановление зала Горациев и Куриациев в палаццо деи Консерватори, фонтана Монте-Кавалло на площади Пьяцца-дель-Квиринале и другие памятники. Но самое крупное пожертвование было сделано именно в пользу базилики Ульпия — €1,5 млн.

Восстанавливать решили только часть колоннады базилики. Метод «анастилоз», выбранный для ее реставрации, предполагает использование сохранившихся архитектурных элементов и возвращение их на исходное место с заполнением лакун четко отличающимся новым материалом. Таким образом, вместо трех ярусов (размером с современное семиэтажное здание) возвели только два, однако даже это позволяет оценить величие архитектуры императорского Рима. Высота восстановленного участка составляет 23 м — зрелище, безусловно, впечатляющее.

Клаудио Паризи Пресичче, глава Управления по охране культурного наследия Рима рядом с частичной реконструкцией колоннады базилики Ульпия в Риме. Фото: Filippo Monteforte/AFP via Getty Images/The Art Newspaper
Клаудио Паризи Пресичче, глава Управления по охране культурного наследия Рима рядом с частичной реконструкцией колоннады базилики Ульпия в Риме.
Фото: Filippo Monteforte/AFP via Getty Images/The Art Newspaper

Исследования сохранившихся фрагментов и разработка проекта реставрации продолжались несколько лет. Был создан комитет, куда вошли ведущие итальянские историки, археологи и реставраторы. Но, каким бы грандиозным ни был замысел, относительно конечного результата мнения в итальянской прессе радикально различаются. С одной стороны, это смелый проект, демонстрирующий возможности современных реставрационных технологий. Клаудио Паризи Пресичче, глава Управления по охране культурного наследия Рима и руководитель проектной группы, во время экскурсии для представителей СМИ по территории памятника высказал мнение, что для понимания того, какое значение имела базилика в лучшие свои времена, посетители должны видеть ее во всей красе, то есть устремленной ввысь.

С другой стороны, восстановление части базилики становится поводом для дискуссий о том, что именно следует подразумевать под «сохранением культурно-исторического наследия». Некоторые критики заявляют, что результат, потребовавший серьезных научных изысканий, в итоге оказался неудовлетворителен. Они задаются вопросом: не стоило ли оставить все как есть и бросить силы на поддержание базилики в том виде, в котором она дошла до наших дней? В конце концов, для современной Италии исторический вид постройки, в каком-то смысле ставший частью культурного кода, — это руинированные колонны, а не вертикальная конструкция из обломков.

От торжественной церемонии открытия муниципалитет Рима отказался, хотя благотворительные труды Алишера Усманова все же отмечены: на территории форума Траяна, прямо под легендарной колонной, установлена табличка с фамилией мецената.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+