18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Берегись газобетона: послевоенные постройки в Британии проверяют на RAAC

Лондонская Hayward Gallery располагается в бруталистском здании Southbank Centre, которое было выстроено в 1950–1960-е годы. Теперь институция вынуждена проводить расследование с целью выявить, не содержится ли в строительных материалах, использованных в то время, потенциально опасный газобетон. Фото: Clem Rutter/Wikimedia Commons
Лондонская Hayward Gallery располагается в бруталистском здании Southbank Centre, которое было выстроено в 1950–1960-е годы. Теперь институция вынуждена проводить расследование с целью выявить, не содержится ли в строительных материалах, использованных в то время, потенциально опасный газобетон.
Фото: Clem Rutter/Wikimedia Commons
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Культурным институциям рекомендовано срочно выяснить, из чего именно возводились их здания. Особенности строительного материала, часто использовавшегося в середине ХХ века, могут привести к неприятным последствиям, вплоть до обрушения конструкций

Музеи по всей Великобритании, в том числе лондонский Southbank Centre, Музей Йоркского замка и Музеи Уэльса, срочно проверяют безопасность своих зданий из-за вероятного присутствия в строительных материалах, из которых они были возведены, потенциально опасного вида бетона. В частности, Совет Кардиффа уже сообщил, что крышу Сент-Дэвидс-холла, национального концертного зала Уэльса, потребуется заменить из-за присутствия в конструкции RAAC — автоклавного ячеистого железобетона.

RAAC широко использовался в строительстве с 1950-х по 1990-е годы как в Великобритании, так и за рубежом в качестве дешевой и легкой альтернативы обычному бетону. В основном сборные панели массового производства использовались в кровельных конструкциях, но иногда они встречаются и в стенах и полах. В последние годы эксперты забили тревогу в связи с недолговечностью RAAC. Использование газов при производстве этого материала делает его сравнительно хрупким, очень пористым и неустойчивым к воздействию воды. Расчетный срок эксплуатации такого бетона составляет всего 30 лет; в случае нарушения структурной целостности он легко трескается и может резко начать разрушаться.

Проблема затрагивает не только школы, больницы, суды, но и объекты культурного наследия. Недавно Музей Йоркского замка был частично закрыт после обнаружения RAAC в конструкции крыши над северной частью постройки. В Фонде музеев Йорка рассказали, что эта часть здания будет закрыта в течение нескольких недель, пока ведутся необходимые работы. А представители организации «Амгедва Камри» (Музеи Уэльса), в ведении которой находятся семь площадок, сообщили: «Вероятно, RAAC использован в каких-то наших объектах, но мы полагаем, что речь идет о минимальных количествах». Кроме того, газобетон был выявлен в небольших количествах в Вестминстерском дворце и в закулисных пространствах Национального театра в Лондоне, однако сообщается, что там он не представляет непосредственной угрозы безопасности.

Специалисты проверяют на наличие RAAC и четыре площадки бруталистского Southbank Centre. Королевский фестивальный зал, внесенный в список объектов культурного наследия, был открыт в Лондоне в 1951 году, а Зал королевы Елизаветы, Комната Перселла и Hayward Gallery — в 1960-е. «Мы очень серьезно относимся к безопасности наших сотрудников и посетителей и обнародуем результаты проверки, как только они будут готовы», — пообещал представитель институции.

Повреждения внутри начальной школы Паркса в Лестере, которая пострадала из-за некачественного газобетона (RAAC). 2023. Фото: TANR
Повреждения внутри начальной школы Паркса в Лестере, которая пострадала из-за некачественного газобетона (RAAC). 2023.
Фото: TANR

В лондонском Музее науки также сообщили о проведении внутреннего расследования. «Первичный анализ имеющейся документации не выявил свидетельств наличия RAAC, но мы тем не менее проводим углубленную оценку более узкой группы зданий, построенных в соответствующий период», — уточнил его представитель. Королевская академия художеств в Лондоне тоже «в настоящее время тщательно обследует свое здание, чтобы подтвердить отсутствие RAAC».

Представители Музея Виктории и Альберта, Британского музея и Национальных галерей Шотландии подтвердили, что в их документах не найдено упоминаний об использовании RAAC в каких-либо из принадлежащих им зданий, но служебные проверки все же ведутся. В Центре искусств Barbican, здание которого входит в число хрестоматийных образцов брутализма в архитектуре и, соответственно, изобилует бетоном, заверили, что «бетон RAAC в Barbican не использовался».

По счастью, активное использование RAAC сразу после Второй мировой войны, как рассказывает директор Ассоциации независимых музеев (AIM) Лиза Оллерхед, «пришлось на период, когда новые музеи в Великобритании практически не строились». AIM оказывает поддержку более 1 тыс. музеев и организаций, специализирующихся на охране культурного наследия, и недавно провела среди них опрос по проблеме RAAC. Из 250 респондентов, преимущественно небольших музеев Англии, 90% ответили, что в их зданиях газобетона нет.

Руководитель отдела политики Альянса по защите культурного наследия Лидия Гибсон предупреждает, что на фоне «серьезной проблемы недостаточного финансирования» местные советы могут не обратить должного внимания на последствия наличия RAAC в зданиях ХХ века, которые формально не относятся к охраняемым объектам. Или, наоборот, предупреждает она, «может возникнуть порыв снести и перестроить все модернистские здания, чтобы поскорее избавиться от RAAC, не разобравшись и не подумав о ценности, которую они могут представлять собой как объекты культурного наследия». По ее словам, существует риск, что у местных советов нет ни экспертизы для оценки RAAC в контексте культурного наследия, ни средств на устранение последствий его присутствия.

Вдобавок в Великобритании ремонтные работы облагаются 20% НДС, в то время как снос и строительство новых объектов от него освобождены. Гибсон уверена, что налоговая реформа стала бы «спасательным кругом для зданий, на ремонт которых не хватает средств», и способствовала бы более устойчивому развитию. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+