18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Берегись газобетона: послевоенные постройки в Британии проверяют на RAAC

Лондонская Hayward Gallery располагается в бруталистском здании Southbank Centre, которое было выстроено в 1950–1960-е годы. Теперь институция вынуждена проводить расследование с целью выявить, не содержится ли в строительных материалах, использованных в то время, потенциально опасный газобетон. Фото: Clem Rutter/Wikimedia Commons
Лондонская Hayward Gallery располагается в бруталистском здании Southbank Centre, которое было выстроено в 1950–1960-е годы. Теперь институция вынуждена проводить расследование с целью выявить, не содержится ли в строительных материалах, использованных в то время, потенциально опасный газобетон.
Фото: Clem Rutter/Wikimedia Commons
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Культурным институциям рекомендовано срочно выяснить, из чего именно возводились их здания. Особенности строительного материала, часто использовавшегося в середине ХХ века, могут привести к неприятным последствиям, вплоть до обрушения конструкций

Музеи по всей Великобритании, в том числе лондонский Southbank Centre, Музей Йоркского замка и Музеи Уэльса, срочно проверяют безопасность своих зданий из-за вероятного присутствия в строительных материалах, из которых они были возведены, потенциально опасного вида бетона. В частности, Совет Кардиффа уже сообщил, что крышу Сент-Дэвидс-холла, национального концертного зала Уэльса, потребуется заменить из-за присутствия в конструкции RAAC — автоклавного ячеистого железобетона.

RAAC широко использовался в строительстве с 1950-х по 1990-е годы как в Великобритании, так и за рубежом в качестве дешевой и легкой альтернативы обычному бетону. В основном сборные панели массового производства использовались в кровельных конструкциях, но иногда они встречаются и в стенах и полах. В последние годы эксперты забили тревогу в связи с недолговечностью RAAC. Использование газов при производстве этого материала делает его сравнительно хрупким, очень пористым и неустойчивым к воздействию воды. Расчетный срок эксплуатации такого бетона составляет всего 30 лет; в случае нарушения структурной целостности он легко трескается и может резко начать разрушаться.

Проблема затрагивает не только школы, больницы, суды, но и объекты культурного наследия. Недавно Музей Йоркского замка был частично закрыт после обнаружения RAAC в конструкции крыши над северной частью постройки. В Фонде музеев Йорка рассказали, что эта часть здания будет закрыта в течение нескольких недель, пока ведутся необходимые работы. А представители организации «Амгедва Камри» (Музеи Уэльса), в ведении которой находятся семь площадок, сообщили: «Вероятно, RAAC использован в каких-то наших объектах, но мы полагаем, что речь идет о минимальных количествах». Кроме того, газобетон был выявлен в небольших количествах в Вестминстерском дворце и в закулисных пространствах Национального театра в Лондоне, однако сообщается, что там он не представляет непосредственной угрозы безопасности.

Специалисты проверяют на наличие RAAC и четыре площадки бруталистского Southbank Centre. Королевский фестивальный зал, внесенный в список объектов культурного наследия, был открыт в Лондоне в 1951 году, а Зал королевы Елизаветы, Комната Перселла и Hayward Gallery — в 1960-е. «Мы очень серьезно относимся к безопасности наших сотрудников и посетителей и обнародуем результаты проверки, как только они будут готовы», — пообещал представитель институции.

Повреждения внутри начальной школы Паркса в Лестере, которая пострадала из-за некачественного газобетона (RAAC). 2023. Фото: TANR
Повреждения внутри начальной школы Паркса в Лестере, которая пострадала из-за некачественного газобетона (RAAC). 2023.
Фото: TANR

В лондонском Музее науки также сообщили о проведении внутреннего расследования. «Первичный анализ имеющейся документации не выявил свидетельств наличия RAAC, но мы тем не менее проводим углубленную оценку более узкой группы зданий, построенных в соответствующий период», — уточнил его представитель. Королевская академия художеств в Лондоне тоже «в настоящее время тщательно обследует свое здание, чтобы подтвердить отсутствие RAAC».

Представители Музея Виктории и Альберта, Британского музея и Национальных галерей Шотландии подтвердили, что в их документах не найдено упоминаний об использовании RAAC в каких-либо из принадлежащих им зданий, но служебные проверки все же ведутся. В Центре искусств Barbican, здание которого входит в число хрестоматийных образцов брутализма в архитектуре и, соответственно, изобилует бетоном, заверили, что «бетон RAAC в Barbican не использовался».

По счастью, активное использование RAAC сразу после Второй мировой войны, как рассказывает директор Ассоциации независимых музеев (AIM) Лиза Оллерхед, «пришлось на период, когда новые музеи в Великобритании практически не строились». AIM оказывает поддержку более 1 тыс. музеев и организаций, специализирующихся на охране культурного наследия, и недавно провела среди них опрос по проблеме RAAC. Из 250 респондентов, преимущественно небольших музеев Англии, 90% ответили, что в их зданиях газобетона нет.

Руководитель отдела политики Альянса по защите культурного наследия Лидия Гибсон предупреждает, что на фоне «серьезной проблемы недостаточного финансирования» местные советы могут не обратить должного внимания на последствия наличия RAAC в зданиях ХХ века, которые формально не относятся к охраняемым объектам. Или, наоборот, предупреждает она, «может возникнуть порыв снести и перестроить все модернистские здания, чтобы поскорее избавиться от RAAC, не разобравшись и не подумав о ценности, которую они могут представлять собой как объекты культурного наследия». По ее словам, существует риск, что у местных советов нет ни экспертизы для оценки RAAC в контексте культурного наследия, ни средств на устранение последствий его присутствия.

Вдобавок в Великобритании ремонтные работы облагаются 20% НДС, в то время как снос и строительство новых объектов от него освобождены. Гибсон уверена, что налоговая реформа стала бы «спасательным кругом для зданий, на ремонт которых не хватает средств», и способствовала бы более устойчивому развитию. 

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+