18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Исландские музеи мечтают перезимовать без потерь

Главное здание Национальной галереи Исландии (справа от церкви) стоит на берегу озера Тьернин в самом центре Рейкьявика.  Фото: Evelyn Paris/Unsplash
Главное здание Национальной галереи Исландии (справа от церкви) стоит на берегу озера Тьернин в самом центре Рейкьявика.
Фото: Evelyn Paris/Unsplash
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Госфинансирование отрасли неумолимо сокращается, а опасения музейщиков, наоборот, растут. Справиться с суровым климатом — лишь одна из их насущных задач. Не менее важно продолжить расширение коллекций и обеспечить безопасное хранение экспонатов

До недавнего времени для директоров музеев в Исландии проблема хранения экспонатов не представлялась архиважной, она стояла, скорее, в конце списка приоритетов. Однако резонансная история с хищениями из Британского музея докатилась и до Рейкьявика, что в тысячах километров от Лондона. И теперь на пороге зимы руководители исландских музеев и галерей пытаются достучаться до властей, чтобы получить деньги на оборудование запасников и хранилищ, стремясь с разных сторон гарантировать безопасность коллекций.

Национальная галерея Исландии — крупнейший художественный музей в стране, она занимает в Рейкьявике три здания. В самом большом из них, что на берегу озера Тьернин в центре столицы, недавно открылись новые залы, посвященные причудливым работам Йоханнеса С. Кьярваля (1885–1972), без сомнения самого известного исландского художника ХХ века. В 2022 году музей получил в дар более 1,4 тыс. произведений искусства, включая 400 работ Кьярваля. Донаторы — покойный Торвальдюр Гвюдмюндссон и его жена Ингибьёрг Гвюдмюндсдоуттир; их коллекция — одна из самых значительных и богатых в Исландии.

Конечно же, Кьярваль «занимает центральное место в пантеоне» исландского искусства, как говорит Ингибьёрг Йоханнсдоуттир, которая с апреля 2023 года возглавляет Национальную галерею. Тем не менее, по словам директора, «хотелось бы, чтобы постоянная коллекция рассказывала историю нашего искусства связно и последовательно». «Такая работа никогда раньше не проводилась, — отмечает она. — Необходимо, чтобы наша экспозиция затронула актуальные проблемы, требующие размышлений, но для этого нужно больше места».

Йоханнес С. Кьярваль — культовый для Исландии художник, произведениям которого отданы сейчас новые залы столичной Национальной галереи. В число его знаменитых работ входит и Первый снег (1953). Фото: Reykjavík Art Museum
Йоханнес С. Кьярваль — культовый для Исландии художник, произведениям которого отданы сейчас новые залы столичной Национальной галереи. В число его знаменитых работ входит и Первый снег (1953).
Фото: Reykjavík Art Museum

Полученный от четы коллекционеров дар не только удача, но и проблема, поскольку Национальной галерее уже негде хранить экспонаты. Многие картины Кьярваля сейчас размещены в бывшем — и единственном — музейном лектории. «У нас просто не было другого выхода, кроме как сделать там полки и стеллажи, — признается Йоханнсдоуттир. — Иначе мы бы просто не получили это пожертвование. Мы, конечно, слышали о скандале в Британском музее, и это лишнее подтверждение того, насколько важно хранить экспонаты по всем правилам».

Йоханнсдоуттир пытается заручиться поддержкой министра культуры Исландии: музею необходимо помещение, где можно было бы надежно хранить работы и защитить их от суровой местной зимы. «Помещения, где сейчас размещены наши экспонаты, не соответствуют базовым требованиям, — говорит она. — Но нам нужно продолжать расширять коллекцию, принимать в фонды новые единицы хранения, а для этого необходимы соответствующие условия».

Впервые после финансового кризиса 2008 года власти Исландии снова урезают гранты на культуру. В результате Национальная галерея и другие музеи вынуждены обходиться своими силами. «Были годы, когда государственное финансирование культуры было настолько скромным, что в эти цифры просто невозможно поверить, — говорит Хекла Дёгг Йонсдоуттир, преподаватель изобразительного искусства в Исландском художественном университете. — Поддержка культуры тесно связана с состоянием экономики. Исландия — всего лишь маленький камешек посреди Атлантического океана. Если наша экономика в кризисе — денег нет и на культуру. Приходится как-то лавировать».

Национальная галерея Исландии остро нуждается в помещении с контролируемым климатом для хранения своей растущей коллекции. Фото: The National Gallery of Iceland
Национальная галерея Исландии остро нуждается в помещении с контролируемым климатом для хранения своей растущей коллекции.
Фото: The National Gallery of Iceland

Неподалеку от Национальной галереи Исландии находится другая интересная институция. Музей живого искусства в 2023 году отмечает 50-летие, это самый старый музей современного искусства в стране. Он базируется в так называемом Доме Маршалла — здании бывшей селедочной фабрики, где сейчас также работают ресторан, несколько художественных галерей, а на верхнем этаже расположилась студия знаменитого художника Олафура Элиассона. Здесь же находится главная площадка биеннале Sequences — фестиваля современного искусства, который в минувшем октябре проходил в 11-й раз. У музея интересная история; среди выставлявшихся здесь звезд — Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Джон Кейдж, Рагнар Кьяртанссон, Сара Лукас.

Запасники музея находятся на окраине Рейкьявика в цокольном этаже промышленного склада, где раньше был хлебозавод. Снаружи, у дверей, валяется промокший, кем-то выброшенный матрас. Внутри чернеют силуэты труб неработающего водопровода, наследия пекарни, ныне находящиеся в аварийном состоянии. Сюнна Аусттоурсдоуттир, директор Музея живого искусства, своими запасниками гордится. Она с любовью показывает сокровища музея: разворачивает оригинальную афишу к выставке Нам Джун Пайка, указывает на смятые пивные банки, которые Сара Лукас превратила в скульптуру, оставив подпись на жестяной поверхности.

Аусттоурсдоуттир пытается достучаться до чиновников. «К нам приезжал министр, осмотрел склад и высоко оценил нашу работу», — рассказывает она, проводя экскурсию по хранилищу. «Но, господа, только взгляните на это! — и рукой директор показывает на потолок, где видны огромные черные пятна — въевшаяся плесень. — Я думаю, ремонт нам все-таки не помешает». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+