18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Исландские музеи мечтают перезимовать без потерь

Главное здание Национальной галереи Исландии (справа от церкви) стоит на берегу озера Тьернин в самом центре Рейкьявика.  Фото: Evelyn Paris/Unsplash
Главное здание Национальной галереи Исландии (справа от церкви) стоит на берегу озера Тьернин в самом центре Рейкьявика.
Фото: Evelyn Paris/Unsplash
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Госфинансирование отрасли неумолимо сокращается, а опасения музейщиков, наоборот, растут. Справиться с суровым климатом — лишь одна из их насущных задач. Не менее важно продолжить расширение коллекций и обеспечить безопасное хранение экспонатов

До недавнего времени для директоров музеев в Исландии проблема хранения экспонатов не представлялась архиважной, она стояла, скорее, в конце списка приоритетов. Однако резонансная история с хищениями из Британского музея докатилась и до Рейкьявика, что в тысячах километров от Лондона. И теперь на пороге зимы руководители исландских музеев и галерей пытаются достучаться до властей, чтобы получить деньги на оборудование запасников и хранилищ, стремясь с разных сторон гарантировать безопасность коллекций.

Национальная галерея Исландии — крупнейший художественный музей в стране, она занимает в Рейкьявике три здания. В самом большом из них, что на берегу озера Тьернин в центре столицы, недавно открылись новые залы, посвященные причудливым работам Йоханнеса С. Кьярваля (1885–1972), без сомнения самого известного исландского художника ХХ века. В 2022 году музей получил в дар более 1,4 тыс. произведений искусства, включая 400 работ Кьярваля. Донаторы — покойный Торвальдюр Гвюдмюндссон и его жена Ингибьёрг Гвюдмюндсдоуттир; их коллекция — одна из самых значительных и богатых в Исландии.

Конечно же, Кьярваль «занимает центральное место в пантеоне» исландского искусства, как говорит Ингибьёрг Йоханнсдоуттир, которая с апреля 2023 года возглавляет Национальную галерею. Тем не менее, по словам директора, «хотелось бы, чтобы постоянная коллекция рассказывала историю нашего искусства связно и последовательно». «Такая работа никогда раньше не проводилась, — отмечает она. — Необходимо, чтобы наша экспозиция затронула актуальные проблемы, требующие размышлений, но для этого нужно больше места».

Йоханнес С. Кьярваль — культовый для Исландии художник, произведениям которого отданы сейчас новые залы столичной Национальной галереи. В число его знаменитых работ входит и Первый снег (1953). Фото: Reykjavík Art Museum
Йоханнес С. Кьярваль — культовый для Исландии художник, произведениям которого отданы сейчас новые залы столичной Национальной галереи. В число его знаменитых работ входит и Первый снег (1953).
Фото: Reykjavík Art Museum

Полученный от четы коллекционеров дар не только удача, но и проблема, поскольку Национальной галерее уже негде хранить экспонаты. Многие картины Кьярваля сейчас размещены в бывшем — и единственном — музейном лектории. «У нас просто не было другого выхода, кроме как сделать там полки и стеллажи, — признается Йоханнсдоуттир. — Иначе мы бы просто не получили это пожертвование. Мы, конечно, слышали о скандале в Британском музее, и это лишнее подтверждение того, насколько важно хранить экспонаты по всем правилам».

Йоханнсдоуттир пытается заручиться поддержкой министра культуры Исландии: музею необходимо помещение, где можно было бы надежно хранить работы и защитить их от суровой местной зимы. «Помещения, где сейчас размещены наши экспонаты, не соответствуют базовым требованиям, — говорит она. — Но нам нужно продолжать расширять коллекцию, принимать в фонды новые единицы хранения, а для этого необходимы соответствующие условия».

Впервые после финансового кризиса 2008 года власти Исландии снова урезают гранты на культуру. В результате Национальная галерея и другие музеи вынуждены обходиться своими силами. «Были годы, когда государственное финансирование культуры было настолько скромным, что в эти цифры просто невозможно поверить, — говорит Хекла Дёгг Йонсдоуттир, преподаватель изобразительного искусства в Исландском художественном университете. — Поддержка культуры тесно связана с состоянием экономики. Исландия — всего лишь маленький камешек посреди Атлантического океана. Если наша экономика в кризисе — денег нет и на культуру. Приходится как-то лавировать».

Национальная галерея Исландии остро нуждается в помещении с контролируемым климатом для хранения своей растущей коллекции. Фото: The National Gallery of Iceland
Национальная галерея Исландии остро нуждается в помещении с контролируемым климатом для хранения своей растущей коллекции.
Фото: The National Gallery of Iceland

Неподалеку от Национальной галереи Исландии находится другая интересная институция. Музей живого искусства в 2023 году отмечает 50-летие, это самый старый музей современного искусства в стране. Он базируется в так называемом Доме Маршалла — здании бывшей селедочной фабрики, где сейчас также работают ресторан, несколько художественных галерей, а на верхнем этаже расположилась студия знаменитого художника Олафура Элиассона. Здесь же находится главная площадка биеннале Sequences — фестиваля современного искусства, который в минувшем октябре проходил в 11-й раз. У музея интересная история; среди выставлявшихся здесь звезд — Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Джон Кейдж, Рагнар Кьяртанссон, Сара Лукас.

Запасники музея находятся на окраине Рейкьявика в цокольном этаже промышленного склада, где раньше был хлебозавод. Снаружи, у дверей, валяется промокший, кем-то выброшенный матрас. Внутри чернеют силуэты труб неработающего водопровода, наследия пекарни, ныне находящиеся в аварийном состоянии. Сюнна Аусттоурсдоуттир, директор Музея живого искусства, своими запасниками гордится. Она с любовью показывает сокровища музея: разворачивает оригинальную афишу к выставке Нам Джун Пайка, указывает на смятые пивные банки, которые Сара Лукас превратила в скульптуру, оставив подпись на жестяной поверхности.

Аусттоурсдоуттир пытается достучаться до чиновников. «К нам приезжал министр, осмотрел склад и высоко оценил нашу работу», — рассказывает она, проводя экскурсию по хранилищу. «Но, господа, только взгляните на это! — и рукой директор показывает на потолок, где видны огромные черные пятна — въевшаяся плесень. — Я думаю, ремонт нам все-таки не помешает». 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+