18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Филип Гастон в Тейт Модерн: призыв к человечности

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023.
Фото: Larina Fernandes/Tate
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Долгожданная ретроспектива классика ХХ века состоялась — после отмены в 2020-м и сопутствующего скандала, который обернулся увольнением куратора Тейт Модерн. Стоит ли проект трехлетнего ожидания?

«Филип Гастон» — центральная зимняя выставка Тейт Модерн. Она объединила более 100 произведений художника, созданных в разные периоды его эклектичного полувекового творческого пути.

Филип Гастон родился в Монреале в еврейской семье, бежавшей от погромов в Российской империи, и рос в Лос-Анджелесе, где ходил в одну художественную школу с Джексоном Поллоком. Его ранние годы омрачила череда трагедий, начиная с самоубийства отца. Картины этого периода пронизаны мрачными образами висельных петель, дубинок и призрачных плакальщиков.

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023.
Фото: Larina Fernandes/Tate

Этот беспокойный период творчества Филипа Гастона подробно представлен в особом зале в начале выставки. В отдельной витрине разложены архивные и найденные материалы, рассказывающие о раннем антифашистском активизме художника, в том числе о борьбе с ку-клукс-кланом. Отсюда зритель переходит к антивоенной картине «Бомбардировка» (1937), свидетельству художника о воздушном налете нацистских ВВС на Гернику. В отличие от Пабло Пикассо, он использует ренессансный формат тондо (круга), поместив взрыв в самый его центр.

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон.
Фото: Larina Fernandes/Tate

К концу 1940-х Филип Гастон отошел от реализма. «Возвращение» (1956–1958) и «Возвращение уроженца» (1957) входят в число самых знаменитых произведений абстрактного экспрессионизма. Но художник никогда не следовал проторенному пути и привык все подвергать сомнению. «Есть что-то нелепое и жалкое в мифе, который мы унаследовали от абстрактного искусства, — сказал он однажды будто бы себе в упрек, — о том, что искусство якобы автономно, чисто и существует само для себя».

Когда началась война во Вьетнаме, он спрашивал себя: «Что я за человек? Я сижу дома, читаю журналы, меня охватывают гнев и отчаяние… а потом я иду в свою мастерскую и подбираю красный к синему». В залах Тейт Модерн зритель будто бы оказывается в мастерской Гастона, проживаем вместе с ним этот кризис веры, проходя затемненный вестибюль и по-новому возвращаясь к старой теме — ку-клукс-клану. Если его куклуксклановцы 1930-х были несомненными врагами, с которыми необходимо бороться, то здесь они отдыхают, пишут автопортреты и совершают автомобильные прогулки. Они почти как мы. После выставки этих работ в 1970 году самые лояльные коллеги отвернулись от Гастона. И здесь мы подходим к истории отмены выставки Филипа Гастона в Тейт Модерн в ее первоначальном виде в сентябре 2020-го, после убийства американскими полицейскими чернокожего Джорджа Флойда.

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023.
Фото: Larina Fernandes/Tate

Тогда под давлением вашингтонской Национальной художественной галереи лондонский музей отложил проведение их совместной ретроспективы до той поры, когда «убедительный призыв к социальной и расовой справедливости, занимающий центральное место в творчестве Филипа Гастона, будет звучать более однозначно». Куратор со стороны Тейт Марк Годфри уволился в знак протеста. А в наши времена арт-критики возмущались — но директора музеев хором заявили, что общество еще не готово. Как же они ошибались! Конечно, можно возразить, что эти произведения очеловечивают образ тех, кто совершает преступления на почве ненависти. «Я практически пытался представить себе, что живу с куклуксклановцами, — говорил Гастон. — Каково это — быть злодеем? Замышлять и планировать зло?» Эти картины человека, который всю жизнь был противником расизма, стали художественным эквивалентом рассуждений Ханны Арендт о «банальности зла», где она подчеркивает, что преступления становятся возможными в условиях нормализации и попустительства со стороны коллег, друзей и соседей. В этих работах Гастон представляет своих деклассированных врагов с честностью и серьезностью, которых сегодня так не хватает.  

Тейт Модерн
«Филип Гастон»
До 25 февраля

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+