18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Филип Гастон в Тейт Модерн: призыв к человечности

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023.
Фото: Larina Fernandes/Tate
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Долгожданная ретроспектива классика ХХ века состоялась — после отмены в 2020-м и сопутствующего скандала, который обернулся увольнением куратора Тейт Модерн. Стоит ли проект трехлетнего ожидания?

«Филип Гастон» — центральная зимняя выставка Тейт Модерн. Она объединила более 100 произведений художника, созданных в разные периоды его эклектичного полувекового творческого пути.

Филип Гастон родился в Монреале в еврейской семье, бежавшей от погромов в Российской империи, и рос в Лос-Анджелесе, где ходил в одну художественную школу с Джексоном Поллоком. Его ранние годы омрачила череда трагедий, начиная с самоубийства отца. Картины этого периода пронизаны мрачными образами висельных петель, дубинок и призрачных плакальщиков.

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023.
Фото: Larina Fernandes/Tate

Этот беспокойный период творчества Филипа Гастона подробно представлен в особом зале в начале выставки. В отдельной витрине разложены архивные и найденные материалы, рассказывающие о раннем антифашистском активизме художника, в том числе о борьбе с ку-клукс-кланом. Отсюда зритель переходит к антивоенной картине «Бомбардировка» (1937), свидетельству художника о воздушном налете нацистских ВВС на Гернику. В отличие от Пабло Пикассо, он использует ренессансный формат тондо (круга), поместив взрыв в самый его центр.

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон.
Фото: Larina Fernandes/Tate

К концу 1940-х Филип Гастон отошел от реализма. «Возвращение» (1956–1958) и «Возвращение уроженца» (1957) входят в число самых знаменитых произведений абстрактного экспрессионизма. Но художник никогда не следовал проторенному пути и привык все подвергать сомнению. «Есть что-то нелепое и жалкое в мифе, который мы унаследовали от абстрактного искусства, — сказал он однажды будто бы себе в упрек, — о том, что искусство якобы автономно, чисто и существует само для себя».

Когда началась война во Вьетнаме, он спрашивал себя: «Что я за человек? Я сижу дома, читаю журналы, меня охватывают гнев и отчаяние… а потом я иду в свою мастерскую и подбираю красный к синему». В залах Тейт Модерн зритель будто бы оказывается в мастерской Гастона, проживаем вместе с ним этот кризис веры, проходя затемненный вестибюль и по-новому возвращаясь к старой теме — ку-клукс-клану. Если его куклуксклановцы 1930-х были несомненными врагами, с которыми необходимо бороться, то здесь они отдыхают, пишут автопортреты и совершают автомобильные прогулки. Они почти как мы. После выставки этих работ в 1970 году самые лояльные коллеги отвернулись от Гастона. И здесь мы подходим к истории отмены выставки Филипа Гастона в Тейт Модерн в ее первоначальном виде в сентябре 2020-го, после убийства американскими полицейскими чернокожего Джорджа Флойда.

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023.
Фото: Larina Fernandes/Tate

Тогда под давлением вашингтонской Национальной художественной галереи лондонский музей отложил проведение их совместной ретроспективы до той поры, когда «убедительный призыв к социальной и расовой справедливости, занимающий центральное место в творчестве Филипа Гастона, будет звучать более однозначно». Куратор со стороны Тейт Марк Годфри уволился в знак протеста. А в наши времена арт-критики возмущались — но директора музеев хором заявили, что общество еще не готово. Как же они ошибались! Конечно, можно возразить, что эти произведения очеловечивают образ тех, кто совершает преступления на почве ненависти. «Я практически пытался представить себе, что живу с куклуксклановцами, — говорил Гастон. — Каково это — быть злодеем? Замышлять и планировать зло?» Эти картины человека, который всю жизнь был противником расизма, стали художественным эквивалентом рассуждений Ханны Арендт о «банальности зла», где она подчеркивает, что преступления становятся возможными в условиях нормализации и попустительства со стороны коллег, друзей и соседей. В этих работах Гастон представляет своих деклассированных врагов с честностью и серьезностью, которых сегодня так не хватает.  

Тейт Модерн
«Филип Гастон»
До 25 февраля

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+