18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Филип Гастон в Тейт Модерн: призыв к человечности

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023.
Фото: Larina Fernandes/Tate
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Долгожданная ретроспектива классика ХХ века состоялась — после отмены в 2020-м и сопутствующего скандала, который обернулся увольнением куратора Тейт Модерн. Стоит ли проект трехлетнего ожидания?

«Филип Гастон» — центральная зимняя выставка Тейт Модерн. Она объединила более 100 произведений художника, созданных в разные периоды его эклектичного полувекового творческого пути.

Филип Гастон родился в Монреале в еврейской семье, бежавшей от погромов в Российской империи, и рос в Лос-Анджелесе, где ходил в одну художественную школу с Джексоном Поллоком. Его ранние годы омрачила череда трагедий, начиная с самоубийства отца. Картины этого периода пронизаны мрачными образами висельных петель, дубинок и призрачных плакальщиков.

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023.
Фото: Larina Fernandes/Tate

Этот беспокойный период творчества Филипа Гастона подробно представлен в особом зале в начале выставки. В отдельной витрине разложены архивные и найденные материалы, рассказывающие о раннем антифашистском активизме художника, в том числе о борьбе с ку-клукс-кланом. Отсюда зритель переходит к антивоенной картине «Бомбардировка» (1937), свидетельству художника о воздушном налете нацистских ВВС на Гернику. В отличие от Пабло Пикассо, он использует ренессансный формат тондо (круга), поместив взрыв в самый его центр.

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон.
Фото: Larina Fernandes/Tate

К концу 1940-х Филип Гастон отошел от реализма. «Возвращение» (1956–1958) и «Возвращение уроженца» (1957) входят в число самых знаменитых произведений абстрактного экспрессионизма. Но художник никогда не следовал проторенному пути и привык все подвергать сомнению. «Есть что-то нелепое и жалкое в мифе, который мы унаследовали от абстрактного искусства, — сказал он однажды будто бы себе в упрек, — о том, что искусство якобы автономно, чисто и существует само для себя».

Когда началась война во Вьетнаме, он спрашивал себя: «Что я за человек? Я сижу дома, читаю журналы, меня охватывают гнев и отчаяние… а потом я иду в свою мастерскую и подбираю красный к синему». В залах Тейт Модерн зритель будто бы оказывается в мастерской Гастона, проживаем вместе с ним этот кризис веры, проходя затемненный вестибюль и по-новому возвращаясь к старой теме — ку-клукс-клану. Если его куклуксклановцы 1930-х были несомненными врагами, с которыми необходимо бороться, то здесь они отдыхают, пишут автопортреты и совершают автомобильные прогулки. Они почти как мы. После выставки этих работ в 1970 году самые лояльные коллеги отвернулись от Гастона. И здесь мы подходим к истории отмены выставки Филипа Гастона в Тейт Модерн в ее первоначальном виде в сентябре 2020-го, после убийства американскими полицейскими чернокожего Джорджа Флойда.

Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023. Фото: Larina Fernandes/Tate
Выставка «Филип Гастон» в Тейт Модерн, Лондон. 2023.
Фото: Larina Fernandes/Tate

Тогда под давлением вашингтонской Национальной художественной галереи лондонский музей отложил проведение их совместной ретроспективы до той поры, когда «убедительный призыв к социальной и расовой справедливости, занимающий центральное место в творчестве Филипа Гастона, будет звучать более однозначно». Куратор со стороны Тейт Марк Годфри уволился в знак протеста. А в наши времена арт-критики возмущались — но директора музеев хором заявили, что общество еще не готово. Как же они ошибались! Конечно, можно возразить, что эти произведения очеловечивают образ тех, кто совершает преступления на почве ненависти. «Я практически пытался представить себе, что живу с куклуксклановцами, — говорил Гастон. — Каково это — быть злодеем? Замышлять и планировать зло?» Эти картины человека, который всю жизнь был противником расизма, стали художественным эквивалентом рассуждений Ханны Арендт о «банальности зла», где она подчеркивает, что преступления становятся возможными в условиях нормализации и попустительства со стороны коллег, друзей и соседей. В этих работах Гастон представляет своих деклассированных врагов с честностью и серьезностью, которых сегодня так не хватает.  

Тейт Модерн
«Филип Гастон»
До 25 февраля

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+