18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новые камни старых руин: какой будет восстановленная усадьба Покровское-Стрешнево

В московской усадьбе Покровское-Стрешнево заканчивается двухлетняя реставрация. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
В московской усадьбе Покровское-Стрешнево заканчивается двухлетняя реставрация.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Сохранившиеся исторические постройки и парк приспособят для современного использования. Согласно первоначальному плану реставрации здесь должен разместиться культурно-досуговый центр, и в любом случае усадьба будет открыта для посещения

В московской усадьбе Покровское-Стрешнево заканчивается двухлетняя реставрация. Уже к середине осени здесь восстановили все сохранившиеся постройки: господский дом XVIII–XIX веков, оранжерею, вотчинный храм XVII века, угловую башенку из красного кирпича. Завершить работы обещают до конца 2023 года.

Покровское-Стрешнево. Фасад дома. 1909. Фото: pastvu.ru
Покровское-Стрешнево. Фасад дома. 1909.
Фото: pastvu.ru

За восстановление усадьбы, которая сегодня находится в собственности города, отвечает ГПБУ «Мосприрода», подведомственное столичному департаменту природопользования и охраны окружающей среды. Реставрационные работы начались в 2022 году. За это время удалось привести в порядок главный дом и соседние постройки, находившиеся в аварийном состоянии. За десятилетия, пока усадьба была заброшена, заметно повредились кирпичная кладка и деревянные перекрытия, разрушились окна, лепнина потолков, полы и лестницы. Поскольку главный дом представляет собой образец архитектурной эклектики, над проектом научной реставрации работали специалисты по разным стилям.

Большую часть элементов интерьера и экстерьера, например лепной карниз и лепные узоры внутри дома, пришлось воссоздавать, используя архивные фото и чертежи, а также выписки из домовых книг. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Реставраторам удалось настенную живопись в помпейском стиле и посредством зондажа отыскать первоначальный цвет, которым были выкрашены стены. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Поскольку главный дом представляет собой образец архитектурной эклектики, над проектом научной реставрации работали специалисты по разным стилям. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Рабочие заменили деревянные перекрытия, перебрали кирпичную кладку, восстановили стропила, обрешетку и кровлю, провели водопровод, электричество, теплоснабжение. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Большую часть элементов интерьера и экстерьера, например лепной карниз и лепные узоры внутри дома, пришлось воссоздавать, используя архивные фото и чертежи, а также выписки из домовых книг.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Реставраторам удалось настенную живопись в помпейском стиле и посредством зондажа отыскать первоначальный цвет, которым были выкрашены стены.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Поскольку главный дом представляет собой образец архитектурной эклектики, над проектом научной реставрации работали специалисты по разным стилям.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Рабочие заменили деревянные перекрытия, перебрали кирпичную кладку, восстановили стропила, обрешетку и кровлю, провели водопровод, электричество, теплоснабжение.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»

Рабочие заменили деревянные перекрытия, перебрали кирпичную кладку, восстановили стропила, обрешетку и кровлю, провели водопровод, электричество, теплоснабжение. Реставраторам удалось восстановить угловые камины в гостиных, сохранившуюся керамическую плитку, настенную живопись в помпейском стиле и посредством зондажа отыскать первоначальный цвет, которым были выкрашены стены. Однако большую часть элементов интерьера и экстерьера, например лепной карниз и лепные узоры внутри дома, пришлось воссоздавать, используя архивные фото и чертежи, а также выписки из домовых книг, потому что подлинные образцы были утрачены во время войны, а затем в 1990-е и 2000-е. По архивным снимкам также удалось восстановить планировку регулярного сада и пейзажного парка площадью 200 га.

По архивным снимкам также удалось восстановить планировку регулярного сада и пейзажного парка площадью 200 га. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
По архивным снимкам также удалось восстановить планировку регулярного сада и пейзажного парка площадью 200 га.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»

Планы по приспособлению Покровского-Стрешнева под новые функции пока под вопросом: в утвержденном в 2020 году проекте реставрации усадьбы говорится о создании на его базе культурно-досугового центра. Детали этого плана власти пока не раскрывают; понятно лишь, что усадьба станет открытой для посетителей и войдет в хозяйственный оборот города. Примеры такого использования архитектурных памятников уже есть.

Покровское-Стрешнево: усадьба, музей дворянского быта, НИИ, санаторий, представительский дом, «заброшка»3

История усадьбы Покровское-Стрешнево насчитывает три с половиной столетия, ее владельцы неоднократно сменялись. Главный дом в стиле зрелого классицизма возведен на рубеже XVIII–XIX веков для Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой. При ней же появились ванный домик на реке Химка и шесть оранжерей, из которых сегодня сохранилась лишь одна. Последней владелицей усадьбы была Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева. По ее распоряжению в 1878 году главный дом перестроили по проекту архитектора Александра Резанова при участии Константина Терского. В результате центральный вход был перенесен на южную сторону, а экстерьер заменен с классицистического на псевдорусский — на месте исчезнувших ранее флигелей были выстроены боковые крылья из красного кирпича. Позднее здесь появилась новая каменная ограда с угловыми башнями и центральными башенками, спроектированная архитекторами Александром Поповым и Федором Кольбе. Последнее изменение облика главного дома произошло в 1910–1914 годах, когда над его центральной частью возвели две большие деревянные башни и ряд более мелких башенок (позднее утрачены).

В первые годы советской власти в Покровском-Стрешневе открыли музей «упаднического дворянского быта», просуществовавший около десяти лет. Затем в усадьбе располагались НИИ и санаторий. Усадебный комплекс сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, главный дом пережил несколько пожаров. До середины 1990-х годов усадьба принадлежала компании «Аэрофлот» — здесь организовали дом отдыха воздушного флота, а затем исследовательский институт. В брежневскую эпоху появился проект приспособления усадьбы под дом приемов международных связей «Аэрофлота», но он так и остался на бумаге, а усадьба тем временем продолжала разрушаться. В 1992 году в Покровском-Стрешневе произошел пожар, в результате дом пришел в аварийное состояние: были повреждены кровля, мезонин и частично второй этаж, интерьеры, полностью разрушилась оранжерея. Все последующие годы усадьба пребывала в заброшенном состоянии. В 2012 году ее передали на баланс Высшей школы экономики, однако четыре года спустя университет отказался от использования усадьбы. В 2017 году Покровское-Стрешнево передано в оперативное управление правительству Москвы.

Еще…

Этим летом в столице прошел фестиваль «Усадьбы Москвы», в рамках которого несколько архитектурно-парковых ансамблей представили свою культурную программу из литературных чтений, лекций, концертов и иммерсивных спектаклей. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+