18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Новые камни старых руин: какой будет восстановленная усадьба Покровское-Стрешнево

В московской усадьбе Покровское-Стрешнево заканчивается двухлетняя реставрация. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
В московской усадьбе Покровское-Стрешнево заканчивается двухлетняя реставрация.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Сохранившиеся исторические постройки и парк приспособят для современного использования. Согласно первоначальному плану реставрации здесь должен разместиться культурно-досуговый центр, и в любом случае усадьба будет открыта для посещения

В московской усадьбе Покровское-Стрешнево заканчивается двухлетняя реставрация. Уже к середине осени здесь восстановили все сохранившиеся постройки: господский дом XVIII–XIX веков, оранжерею, вотчинный храм XVII века, угловую башенку из красного кирпича. Завершить работы обещают до конца 2023 года.

Покровское-Стрешнево. Фасад дома. 1909. Фото: pastvu.ru
Покровское-Стрешнево. Фасад дома. 1909.
Фото: pastvu.ru

За восстановление усадьбы, которая сегодня находится в собственности города, отвечает ГПБУ «Мосприрода», подведомственное столичному департаменту природопользования и охраны окружающей среды. Реставрационные работы начались в 2022 году. За это время удалось привести в порядок главный дом и соседние постройки, находившиеся в аварийном состоянии. За десятилетия, пока усадьба была заброшена, заметно повредились кирпичная кладка и деревянные перекрытия, разрушились окна, лепнина потолков, полы и лестницы. Поскольку главный дом представляет собой образец архитектурной эклектики, над проектом научной реставрации работали специалисты по разным стилям.

Большую часть элементов интерьера и экстерьера, например лепной карниз и лепные узоры внутри дома, пришлось воссоздавать, используя архивные фото и чертежи, а также выписки из домовых книг. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Реставраторам удалось настенную живопись в помпейском стиле и посредством зондажа отыскать первоначальный цвет, которым были выкрашены стены. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Поскольку главный дом представляет собой образец архитектурной эклектики, над проектом научной реставрации работали специалисты по разным стилям. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Рабочие заменили деревянные перекрытия, перебрали кирпичную кладку, восстановили стропила, обрешетку и кровлю, провели водопровод, электричество, теплоснабжение. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Большую часть элементов интерьера и экстерьера, например лепной карниз и лепные узоры внутри дома, пришлось воссоздавать, используя архивные фото и чертежи, а также выписки из домовых книг.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Реставраторам удалось настенную живопись в помпейском стиле и посредством зондажа отыскать первоначальный цвет, которым были выкрашены стены.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Поскольку главный дом представляет собой образец архитектурной эклектики, над проектом научной реставрации работали специалисты по разным стилям.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»
Рабочие заменили деревянные перекрытия, перебрали кирпичную кладку, восстановили стропила, обрешетку и кровлю, провели водопровод, электричество, теплоснабжение.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»

Рабочие заменили деревянные перекрытия, перебрали кирпичную кладку, восстановили стропила, обрешетку и кровлю, провели водопровод, электричество, теплоснабжение. Реставраторам удалось восстановить угловые камины в гостиных, сохранившуюся керамическую плитку, настенную живопись в помпейском стиле и посредством зондажа отыскать первоначальный цвет, которым были выкрашены стены. Однако большую часть элементов интерьера и экстерьера, например лепной карниз и лепные узоры внутри дома, пришлось воссоздавать, используя архивные фото и чертежи, а также выписки из домовых книг, потому что подлинные образцы были утрачены во время войны, а затем в 1990-е и 2000-е. По архивным снимкам также удалось восстановить планировку регулярного сада и пейзажного парка площадью 200 га.

По архивным снимкам также удалось восстановить планировку регулярного сада и пейзажного парка площадью 200 га. Фото: ГПБУ «Мосприрода»
По архивным снимкам также удалось восстановить планировку регулярного сада и пейзажного парка площадью 200 га.
Фото: ГПБУ «Мосприрода»

Планы по приспособлению Покровского-Стрешнева под новые функции пока под вопросом: в утвержденном в 2020 году проекте реставрации усадьбы говорится о создании на его базе культурно-досугового центра. Детали этого плана власти пока не раскрывают; понятно лишь, что усадьба станет открытой для посетителей и войдет в хозяйственный оборот города. Примеры такого использования архитектурных памятников уже есть.

Покровское-Стрешнево: усадьба, музей дворянского быта, НИИ, санаторий, представительский дом, «заброшка»3

История усадьбы Покровское-Стрешнево насчитывает три с половиной столетия, ее владельцы неоднократно сменялись. Главный дом в стиле зрелого классицизма возведен на рубеже XVIII–XIX веков для Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой. При ней же появились ванный домик на реке Химка и шесть оранжерей, из которых сегодня сохранилась лишь одна. Последней владелицей усадьбы была Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева. По ее распоряжению в 1878 году главный дом перестроили по проекту архитектора Александра Резанова при участии Константина Терского. В результате центральный вход был перенесен на южную сторону, а экстерьер заменен с классицистического на псевдорусский — на месте исчезнувших ранее флигелей были выстроены боковые крылья из красного кирпича. Позднее здесь появилась новая каменная ограда с угловыми башнями и центральными башенками, спроектированная архитекторами Александром Поповым и Федором Кольбе. Последнее изменение облика главного дома произошло в 1910–1914 годах, когда над его центральной частью возвели две большие деревянные башни и ряд более мелких башенок (позднее утрачены).

В первые годы советской власти в Покровском-Стрешневе открыли музей «упаднического дворянского быта», просуществовавший около десяти лет. Затем в усадьбе располагались НИИ и санаторий. Усадебный комплекс сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, главный дом пережил несколько пожаров. До середины 1990-х годов усадьба принадлежала компании «Аэрофлот» — здесь организовали дом отдыха воздушного флота, а затем исследовательский институт. В брежневскую эпоху появился проект приспособления усадьбы под дом приемов международных связей «Аэрофлота», но он так и остался на бумаге, а усадьба тем временем продолжала разрушаться. В 1992 году в Покровском-Стрешневе произошел пожар, в результате дом пришел в аварийное состояние: были повреждены кровля, мезонин и частично второй этаж, интерьеры, полностью разрушилась оранжерея. Все последующие годы усадьба пребывала в заброшенном состоянии. В 2012 году ее передали на баланс Высшей школы экономики, однако четыре года спустя университет отказался от использования усадьбы. В 2017 году Покровское-Стрешнево передано в оперативное управление правительству Москвы.

Еще…

Этим летом в столице прошел фестиваль «Усадьбы Москвы», в рамках которого несколько архитектурно-парковых ансамблей представили свою культурную программу из литературных чтений, лекций, концертов и иммерсивных спектаклей. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+