18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Работники Центра Помпиду бастуют в преддверии его закрытия

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Фото: Tom Podmore/Unsplash
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже.
Фото: Tom Podmore/Unsplash
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Переговоры между профсоюзами и Министерством культуры Франции зашли в тупик: планы закрыть центр на длительный ремонт, который завершится не ранее 2030 года, вызывают у его персонала опасения за собственное будущее

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду начнут постепенно закрывать с осени 2024 года для проведения ремонтных работ общей стоимостью €262 млн. Здание полностью закроется в конце 2025 года и откроется не раньше 2030-го.

С середины октября сотрудники Центра Помпиду начали серию забастовок с требованием гарантировать им сохранность их рабочих мест, из-за чего здание этой осенью вынужденно закрывалось на восемь дней. Переговоры между пятью профсоюзами и Министерством культуры Франции, которое вмешалось, чтобы помочь преодолеть кризис, зашли в тупик 14 ноября. На момент подготовки номера в печать 2,2 тыс. человек подписали профсоюзную петицию, авторы которой предупреждают, что Центр Помпиду «под угрозой». Заседание забастовщиков посетили два представителя левой парламентской коалиции и пообещали вынести их опасения на обсуждение в парламенте.

Представители профсоюзов говорят, что за три года, прошедшие с тех пор, как было принято решение о закрытии институции на реновацию, сотрудники так и не получили «письменных гарантий в отношении их профессионального будущего». В то же время представитель Центра Помпиду заверил The Art Newspaper, что «все сотрудники останутся в штате и займут свои старые или эквивалентные должности после возвращения центра к работе».

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Фото: Caleb Maxwell/Unsplash
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже.
Фото: Caleb Maxwell/Unsplash

Профсоюзы призывают «сохранить и защитить персонал», состоящий из более чем 1 тыс. человек. Они также требуют гарантий, что ни одно рабочее место не будет занято за счет внешних подрядов, что может ослабить их позиции. К примеру, подавляющее число работников охраны в Лувре и в Музее Орсе на сегодняшний день нанято сторонними подрядчиками, что осложняет объединение их в профсоюзы. Но источник, близкий к министру культуры Риме Абдул Малак, рассказал нам, что «взять на себя столь детально прописанные обязательства на семь лет вперед совершенно невозможно».

Другое ключевое требование заключается в «продолжении деятельности музея по всем направлениям на единой специализированной площадке» во время закрытия. Тот же официальный источник уверен, что «нет ни малейшего шанса найти в центре Парижа подходящее место», которое могло бы послужить заменой пространству площадью 120 тыс. кв. м, где сейчас располагается Помпиду. При этом он добавляет, что Центр Помпиду ведет переговоры о проведении выставок из его коллекции до 2030 года в Гран-пале, который в наступающем году должен открыться после большого ремонта.

Конфликт с профсоюзами разгорелся из-за изменений в планах реновации Центра Помпиду. В январе 2021 года тогдашний министр культуры Розлин Башло объявила, что институция закроется на три года на ремонт стоимостью €200 млн. Она объясняла, что полное закрытие необходимо для сокращения финансовых и временных затрат на модернизацию устаревшего здания, в том числе на удаление асбеста, обновление изоляции и оборудование доступной среды. Проект также включал замену систем пожарной безопасности и кондиционирования воздуха, лифтов, эскалаторов и объемного остекления.

Но теперь трехлетний срок растянулся на пять лет, а бюджет раздулся до €262 млн. Представители Центра Помпиду ссылаются на рост цен в сфере гражданского строительства.

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Фото: Yohan Marion/Unsplash
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже.
Фото: Yohan Marion/Unsplash

Кроме того, институции предстоит собрать еще €160 млн на реорганизацию залов и культурных пространств. При этом президент Центра Помпиду Лоран Ле Бон пока не представил культурную программу к открытию в 2030 году, и профсоюзы подчеркивают, что влияние работ на экспозиционные залы остается неясным. В Помпиду обещают окончательно утвердить программу открытия к июню 2024 года.

Ле Бон занял свой пост в 2021 году сроком на пять лет. Ему удалось добиться отсрочки закрытия центра до завершения Олимпийских игр 2024 года, на которые ожидается прибытие в Париж более 16 млн зарубежных гостей. Он обещает «сохранить дух Центра Помпиду», создававшегося как междисциплинарный культурный комплекс, включающий музей, публичную библиотеку и центр музыкальных исследований.

Правительство Франции твердо настаивает на необходимости полного закрытия комплекса на ремонт, в котором он остро и уже давно нуждается. Бывший президент Центра Помпиду Ален Себан не согласен с этой позицией. Он заявил нашим коллегам из Le Journal des Arts, что «приковал бы себя к воротам министерства [культуры], если бы это помогло избежать полного закрытия».

В министерстве ответили, что, если оставить здание частично открытым, это «ощутимо увеличило бы стоимость и продолжительность работ, не говоря уже о значительном воздействии на посетителей и сотрудников».  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+