18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«Степану Разину» отныне противопоказана вольница

Открытие выставки «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее. Фото: Государственный Русский музей
Открытие выставки «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

В Государственном Русском музее завершилась реставрация знаменитой картины Василия Сурикова. Поскольку автор работал над этим произведением с долгими перерывами и с нарушениями технологии, полотну теперь предписан строгий режим хранения

В преддверии самой фундаментальной за последние 90 лет ретроспективной выставки Василия Сурикова (1848–1916), открывшейся недавно в Русском музее, реставраторы подготовили работы к длительному экспонированию. Особенно серьезная реставрация потребовалась одному из самых известных полотен мастера исторической живописи — картине «Степан Разин».

В последнее время это произведение могли увидеть разве что сотрудники музея: еще в 2020 году его перевели из постоянной экспозиции в фонды. Но на нынешней выставке оно все-таки представлено. «У нас появилась возможность провести масштабную реставрацию этого полотна, состояние которого давно вызывало серьезные опасения, — рассказал Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи ГРМ. — В первую очередь требовалось срочное укрепление красочного слоя по всей площади картины. Кроме того, нужно было заменить дублировочные кромки и сделать новый планшетный подрамник, который минимизировал бы колебания основы и позволял картине находиться в стабильном состоянии».

Важнейшей задачей реставраторов красочного слоя картины.  Фото: Государственный Русский музей
Важнейшей задачей реставраторов красочного слоя картины.
Фото: Государственный Русский музей

«Степан Разин» — последнее из больших полотен Сурикова; его размер 3,18 на 6 м. От замысла картины до окончания работы над ней прошло больше 20 лет: первые эскизы были сделаны в 1887 году. Поначалу предполагалось, что главными героями сюжета станут казацкий атаман и персидская княжна, которую Суриков писал со своей жены Елизаветы Шаре. Через год она умерла, и художник на 12 лет забросил картину. Только в 1900 году он вновь приступил к работе, создав новую композицию, в центре которой — одинокая фигура Степана Разина, погруженного в свои мысли.

Почти год Суриков практически не покидал мастерскую, размещавшую­ся в Историческом музее в Москве, а затем отправился в путешествие по Волге и Оке. С большими перерывами он трудился над полотном до 1907 года, когда впервые представил его на 35-й Передвижной выставке. Тогда картину никто не купил, и она осталась у автора.

Процесс реставрации картины «Степан Разин». Фото: Государственный Русский музей
Процесс реставрации картины «Степан Разин».
Фото: Государственный Русский музей

Суриков продолжал переписывать ее до 1910 года, затем она хранилась свернутой в рулон. Когда в 1911 году художнику предложили показать ее на Всемирной выставке в Риме, он согласился. «Сдаюсь на вашу просьбу и разворачиваю картину „Степан Разин“, чтобы осмотреть, так как она была свернута более года», — написал он Дмитрию Толстому, тогдашнему директору Эрмитажа и генеральному комиссару русского отделения выставки. К тому времени у картины наконец появился владелец, банкир Василий Винтерфельдт, который и отвез работу на выставку в Рим. Из его коллекции в 1918 году полотно попало в Русский музей.

Предыдущая научная реставрация «Степана Разина» проходила почти 60 лет назад, но деструкцию красочного слоя остановить тогда не удалось. Именно поэтому три года назад было решено убрать картину из постоянной экспозиции. Главными причинами разрушений стали длительный срок работы художника над полотном и большие перерывы в этом процессе. Спустя время поверхность картины окисляется, на нее оседает пыль, писать сразу по прежнему слою нельзя, его необходимо специальным образом подготовить. Как полагают специалисты, Василий Суриков не делал этого, и теперь краски расслаиваются по всей площади полотна.

Процесс реставрации картины «Степан Разин». Фото: Государственный Русский музей
Процесс реставрации картины «Степан Разин».
Фото: Государственный Русский музей

«Картина вся больная, ведь Суриков постоянно что-то переписывал, не соблюдая правил обработки слоев, — рассказала нашему изданию Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи. — Мы восстанавливали единство красочного слоя, убирали изломы, возвращая картине крепкое состояние и целостность».

По мнению специалистов, реставрация позволит сохранить фактурную, многослойную живопись, но это полотно больше не покинет стены Русского музея. «Все остальные работы Сурикова могут путешествовать, но не эта, — уверен Марат Дашкин. — Даже несмотря на наши консервационные действия, процессы расслоения могут продолжаться, поэтому „Степан Разин“ останется невыездным». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+