18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Скромная женская доля, вымирающая элита и другие важные тренды арт-рынка

Яёи Кусама. 2010. Фото: Ota Fine Arts, Tokyo,Singapore,Shanghai/Victofia Miro, London, Venice/David Zwirner, New York
Яёи Кусама. 2010.
Фото: Ota Fine Arts, Tokyo,Singapore,Shanghai/Victofia Miro, London, Venice/David Zwirner, New York
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Для отчета исследователя рынка Клэр Макэндрю, сделанного по заказу Art Basel и UBS, было опрошено почти 3 тыс. состоятельных и сверхсостоятельных коллекционеров из 11 регионов

Вымирающая элита, падение спроса на работы художников-женщин до уровня 2020 года и оживление богачей из материкового Китая — вот лишь часть интересных наблюдений из свежего «Обзора глобального коллекционирования». Для отчета, который ежегодно выпускают UBS и Art Basel, опрошено 2828 состоятельных (HNW, физические лица, активы которых превышают $1 млн) и сверхсостоятельных (UHNW, физические лица, активы которых превышают $5 млн) коллекционеров из 11 регионов мира. Результаты опроса, актуальные для первой половины 2023 года, про­анализировала эксперт Клэр Макэндрю.

Дорогих покупают все меньше

Нежелание покупателей рисковать и изменение цен в верхнем сегменте рынка (это иллюстрируют результаты недавних аукционов, прошедших неровно) подтверждаются данными отчета. Немного оживившись после пандемии, продажи произведений искусства стоимостью $1 млн и выше составляют 9% от общего объема приобретений. Это меньше, чем в 2021 году, когда данный показатель был 12%, но больше, чем в 2022-м с его скромными 4%. Средняя доля произведений искусства в активах состоятельных коллекционеров снизилась до 19% в 2023 году с пикового значения 24% в 2022-м.

Только 26% респондентов заявили, что планируют выставлять на продажу вещи из своих коллекций в ближайший год. Это значительно меньше, чем в прошлом году, когда таковых было 39%, и свидетельствует о неуверенности, царящей среди коллекционеров. Для сравнения: 38% состоятельных ценителей искусства перепродали принадлежавшие им работы в 2022 и 2023 годах, что существенно меньше, чем прежде (60% составлял этот показатель в 2020 году и 49% — в 2021-м).

«В последние несколько лет не трясло только верхний ценовой сегмент рынка; в прошлом году на аукционах категория лотов за $10 млн росла единственная — все остальные падали, — отмечает Клэр Макэндрю. — Так что эти результаты — лишнее доказательство того, что элита „худеет“».

Хангама Амири. Portrait of Two Artists looking at Art Book. 2023. Фото: Art Basel
Хангама Амири. Portrait of Two Artists looking at Art Book. 2023.
Фото: Art Basel

Скромная женская доля

Один из самых интересных выводов опроса: доля работ художников-женщин в коллекциях снизилась до уровня 2020 года и составляет 39%. Тем не менее присутствие женского искусства в собраниях ультрабогатых выросло по сравнению с прошлым годом до 55%, «что говорит о том, что часть приобретений в верхнем сегменте пришлась на работы авторов-женщин». То есть поляризация, захватившая весь арт-рынок, проходит и по гендерному принципу. Правда, коллекционеры-тяжеловесы борются за произведения кучки звезд, например Луиз Буржуа или Яёи Кусамы, и при этом тратят меньше на остальных.

Макэндрю признает, что расслоение имеет место, но не согласна с тем, что проблема присутствует только на уровне продаж. «Арт-рынок часто обвиняют в фаворитизме в пользу художников-мужчин и недооценке их коллег-женщин, но все не так просто.

Женское искусство сегодня зачастую продается гораздо дороже — другое дело, что его и значительно меньше появляется на рынке. И чтобы решить проблему этого дефицита, нужно глубоко задуматься: корни ее уходят в понятие институций и всего нашего общества».

Карла Каплун. Nuestra Señora. 2020. Фото: Karla Kaplun/Gaga, Mexico City/Los Angeles
Карла Каплун. Nuestra Señora. 2020.
Фото: Karla Kaplun/Gaga, Mexico City/Los Angeles

Китайцы вернулись, но ненадолго

Согласно отчету, «эйфория среди китайских коллекционеров, возникшая после окончания пандемии», помогла поддержать рынок в этом году: усредненный коллекционер из континентального Китая показал самые высокие расходы в первой половине 2023 года — $241 тыс. на лот. Особенно ценители из Поднебесной тратились на живопись — этот пункт вырос на 20% по сравнению с 2022 годом.

Конечно, на подготовку подобных подробных исследований уходят месяцы, и результаты, похоже, уже немного устарели, судя по нынешним экономическим потрясениям в Китае. Кризис на рынке недвижимости спровоцировал закрытие нескольких музеев в КНР, недавний аукцион работ из коллекции музея «Лун» прошел весьма вяло. «Но всего через несколько месяцев ситуация может коренным образом измениться. Не думаю, что можно предсказать, что происходит сейчас в Китае, — признается Мак­эндрю. — Мне будет очень интересно увидеть ответы следующего опроса».

Мероприятий меньше, но ездят дальше

За последние три года, отмеченные пандемией, серьезно изменилось отношение к арт-ме­роприятиям: ярмаркам, биеннале, аукционам и вернисажам. Если в 2021 году наблюдался всплеск посещаемости, то в последующие два года интерес публики упал, и сейчас опрошенные коллекционеры признались, что ходят в среднем на 32 мероприятия в год — на 9 меньше, чем в 2019 году. Это, однако, не означает, что ценители искусства стали проводить больше времени на родине. По факту доля «домашних» мероприятий, на которые ходят респонденты, с 2019 года сократилась примерно на 5%, то есть состоятельные коллекционеры, возможно, экономят время, но не авиационное топливо.

Инсталляция We rise by lifting others в Палаццо Строцци, Флоренция. 2020. Фото: OKNO Studio/Artist and Palazzo Strozzi Foundation
Инсталляция We rise by lifting others в Палаццо Строцци, Флоренция. 2020.
Фото: OKNO Studio/Artist and Palazzo Strozzi Foundation

Как богатые становятся богаче

В этом году авторами отчета проведено действительно фундаментальное исследование взаимосвязи кредитования и коллекционирования искусства. Согласно отчету, 43% состоятельных коллекционеров когда-либо брали кредиты или использовали заемные средства для расширения коллекций, в том числе 30% в 2022 или 2023 году.

Более богатые и более опытные собиратели искусства, как правило, приобрели основную часть своей коллекции на кредиты. Треть сверхсостоятельных коллекционеров более 50% покупок совершили на заемные средства, в то время как среди коллекционеров с состоянием менее $5 млн таких всего 2%.

Макэндрю указывает на парадокс: очень мало коллекционеров считают себя «инвесторами» (11%), но при этом многие используют коллекции искусства в качестве залога. «Лишь небольшая часть респондентов считает, что их интересом к искусству движут деньги, но при этом финансовые преимущества коллекций очевидны. Поднимаясь по социальной лестнице, богатые все более творчески подходят к вложению капиталов — и именно поэтому остаются богатыми. А искусство, безусловно, выступает одним из инструментов, которые используются для достижения этой цели», — считает Клэр Макэндрю.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
5
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
6
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+