18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Саудовская Аравия взялась за сохранение памятников культуры

Старый город в оазисе Аль-Ула — одна из важнейших точек на карте объектов исторического и культурного наследия саудовской Аравии. Фото: Jonathan Rashad/UNESCO
Старый город в оазисе Аль-Ула — одна из важнейших точек на карте объектов исторического и культурного наследия саудовской Аравии.
Фото: Jonathan Rashad/UNESCO
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Правительство страны увеличивает финансирование этой деятельности после проведения в Эр-Рияде главной конференции ЮНЕСКО. Важнейшим адресатом новой культурной политики стала археология: на ее развитие сделана серьезная ставка

Нынешней осенью в королевстве друг за другом прошли два важных события: 45-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в Эр-Рияде и Всемирный археологический саммит в Аль-Уле. Эти международные форумы состоялись на фоне повышенного внимания к вопросам культурного наследия внутри страны, подкрепленного в том числе щедрыми инвестициями. Речь идет о кардинальной смене образа и улучшении репутации Саудовской Аравии.

Королевство стало вторым по значимости спонсором «Алиф» — базирующегося в Женеве Международного альянса по защите наследия в зонах конфликтов; эта организация открывает в Эр-Рияде свое представительство.

Министерство культуры Саудовской Аравии учредило комиссию по делам культурного наследия, в задачи которой входят защита и изучение исторически значимых мест в стране. Совсем недавно на саммит в Аль-Уле, крошечном древнем городе-оазисе, затерянном в восточных пустынях королевства, собралось около 300 ведущих археологов со всего мира. «За последние три года в подходе властей ко всему, что касается культурного наследия, произошел значительный сдвиг», — говорит алжирский археолог Мунир Бушенаки.

Саудовская Аравия — мечта любого археолога: ее огромная территория на протяжении тысячелетий была оживленным перекрестком торговых путей, соединявших Восток и Запад. Здесь за несколько эпох сменили друг друга множество поселений и народов; при этом история страны изучена недостаточно. Например, в списке всемирного наследия от Саудовской Аравии числится всего 6 объектов — по сравнению с 26 в Иране. Но все может измениться, поскольку власти стали активно поддерживать археологов, экоактивистов и специалистов по культурному наследию и музейному делу. Помимо Аль-Улы и Дирии, двух основных археологических достопримечательностей страны, для исследований выделяются новые территории, в частности Аль-Ахса, самый большой в мире оазис, и отдаленный горный регион Асир.

Старый город в оазисе Аль-Ула. Фото: Jonathan Rashad/UNESCO
Старый город в оазисе Аль-Ула.
Фото: Jonathan Rashad/UNESCO

«С археологической точки зрения объем наших знаний увеличивается с каждым днем, — говорит Адам Уилкинсон, руководитель отдела исторического наследия и культуры Управления по развитию ворот Дирии. — Плодородная долина реки Вади-Ханифы, в которой расположена Дирия, буквально усеяна следами поселений бронзового века, где ни копни». Уилкинсон занимается раскопками, консервацией и классификацией артефактов, обнаруженных в Дирии, столице первого саудовского государства XVIII века. Здесь же находится объект ЮНЕСКО Ат-Тураиф — город из сырцового кирпича 1500-х годов постройки, жемчужиной которого считается дворец Сальва.

Археолог Мунир Бушенаки в 2000-х годах работал вместе с ЮНЕСКО над включением первого объекта из Саудовской Аравии в список всемирного наследия — им стала Хегра в Аль-Уле, комплекс набатейских гробниц I века н.э., высеченных в песчанике. По словам ученого, губернатор тогда затянул рассмотрение заявки из-за местных предрассудков по поводу гробниц. Жители и сегодня продолжают предупреждать туристов, чтобы те не брали с собой на память камни возле могил — иначе злая сила накажет.

Однако нет сомнений в том, что культурное наследие получило мощный импульс благодаря глобальной программе развития страны «Видение-2030» — с заметным сдвигом в сторону международного взаимодействия. «Мы работаем с ЮНЕСКО, применяя комплексный подход с точки зрения программ, стратегии и реализации проектов, действуем в соответствии с принципом совместного творчества», — говорит Абдулрахман Альсухаибани, исполнительный директор отдела археологии, консервации и коллекций Королевской комиссии в Аль-Уле.

Первым объектом из Саудовской Аравии, включенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО, стала Хегра в Аль-Уле, комплекс набатейских гробниц I века н.э., высеченных в песчанике. Фото: Jonathan Rashad/UNESCO
Первым объектом из Саудовской Аравии, включенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО, стала Хегра в Аль-Уле, комплекс набатейских гробниц I века н.э., высеченных в песчанике.
Фото: Jonathan Rashad/UNESCO

Приоритетом, по его словам, является «демонстрация выдающейся истории Аль-Улы международному сообществу». Подобно биеннале современного искусства, которые сейчас проводятся в регионе, реформы «Видения-2030» в стране направлены на то, чтобы преодолеть последствия десятилетий изоляционизма. Саудовская Аравия начала вкладывать огромные ресурсы в сохранение и изучение своего культурного наследия.

Правда, военные конфликты с прямым или финансовым участием Саудовской Аравии (прежде всего война в соседнем Йемене, где просаудовские и проэмиратские силы продолжают сражаться с ополченцами, поддерживаемыми Ираном) могут затруднить признание королевства в этой области на мировой арене.

В йеменском Региональном музее Дхамара хранится важная коллекция доисламских и исламских артефактов. Хуситы использовали его как склад оружия, поэтому, когда в 2015 году по зданию ударила ракета коалиции Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, оно было полностью разрушено. К счастью, этот музей был единственным в Йемене, построенным в соответствии с международными стандартами, и основная часть экспонатов на момент бомбежки находилась в подземном хранилище. Камель Аль-Дабей, директор музея, считает, что 75% коллекции сохранилось.

Аль-Дабей говорит, что состояние культурных артефактов в Йемене ужасное. Например, мумии, пережившие тысячи лет, превращаются в труху. Денег отчаянно не хватает. ЮНЕСКО и «Алеф» хотя и выделяют средства, но бессистемно и мало. Уровень контрабанды зашкаливает. Черные археологи разрушают археологические памятники, охрану которых невозможно обеспечить, и новости о том, что очередные древности вывезены из страны, льются нескончаемым потоком. Например, в сентябре в дизайнерском магазине в Лондоне были обнаружены четыре погребальные статуи I тыс. до н.э. из Йемена — их передали Музею Виктории и Альберта.

«Я надеюсь, что итогом конференции ЮНЕСКО станет то, что Саудовская Аравия увидит преимущества бережного отношения к культурному наследию, особенно в Йемене, — говорит Аль-Дабей. — Потому что Саудовская Аравия частично несет ответственность за то, что там творится». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+