18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Галерея Петра Великого в Эрмитаже расширяется

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

В Государственном Эрмитаже открылась новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого», посвященная его преемницам — племяннице Анне Иоанновне и дочери Елизавете Петровне

Открытие новой экспозиции состоялось в рамках Дней Эрмитажа при активном участии ПАО «Газпром». Три зала рассказывают о продолжении петровских традиций, о развитии его реформ и преобразований в культуре России в период царствования его преемниц, племянницы Анны Иоанновны (1730–1740) и дочери Елизаветы Петровны (1741–1761).

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Выступая на торжественном открытии, Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, подчеркнул значение новой экспозиции для музея. «„Галерея Петра“ — одна из главных частей Эрмитажа, причем очень живая, — сказал он. — Петр, которого мы показываем здесь, — это тот Петр, каким мы его видим, понимаем, о котором рассказываем всему миру. Залы, посвященные продолжательницам дела Петра, художественными образами ставят и обсуждают проблему реальных заслуг женщин-правительниц, на самом деле много сделавших для создания новой России, для процветания ее наук и искусств».

Создание в Эрмитаже постоянной экспозиции, посвященной первому российскому императору, осуществляется с 2022 года при поддержке ПАО «Газпром». В прошлом году, в рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра Алексеевича, в музее в два этапа открылись первые пять залов (№ 156–160). В них показывают, в частности, предметы, изготовленные собственноручно императором, станки, на которых он работал, его костюмы, личные вещи.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Теперь к ним присоединились еще три зала (№ 161–163). Первый из них знакомит посетителей с элементами повседневной жизни столичной знати второй трети XVIII века. Здесь представлены картины, расписная мебель и зеркала в резных рамах в стиле рококо, шкатулки, веера, изделия Порцелиновой мануфактуры — предшественницы Императорского фарфорового завода в Петербурге.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Среди живописных полотен обращает на себя внимание портрет семьи графа Петра Чернышева кисти немецкого мастера Давида Людерса, работавшего в России. Рядом с произведениями иностранных мастеров, в частности аугсбургскими кабинетами для хранения мелочей, выставлены изделия российских умельцев. Например, деревянный резной расписной стол, выполненный мастерами из Архангельска.

Второй зал посвящен Михаилу Ломоносову — первому русскому ученому-энциклопедисту и основателю новых для России производств, включая Усть-Рудицкую стеклянную фабрику.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

Здесь можно увидеть стеклярусные панно, изготовленные им самим и его учениками. В центре экспозиции — мозаичный портрет Петра I, выполненный Ломоносовым.

Третий зал представляет живопись российских и иностранных художников второй трети XVIII века. Главенствует тут портрет Елизаветы Петровны кисти придворного живописца Георгия Гротта, созданный им в 1740-е годы.

Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников
Новая очередь постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников

По мнению Натальи Бахаревой, старшего научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа и куратора экспозиции, новые залы отличаются от открытых в прошлом году главным образом атмосферой: в них идет рассказ о времени правления женщин, поощрявших развитие искусств и производство предметов роскоши. «Европеизация русской культуры и развитие российских производств, иностранные мастера, которые по-прежнему, со времен Петра I, продолжали приезжать в Россию» — вот что, по мнению Натальи Бахаревой, характеризует эпоху.

Специально для новых залов создали новые, высокотехнологичные витрины, стекла которых практически незаметны и совершенно не бликуют.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+