18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дом архитектора Константина Мельникова вошел в фазу длительной реставрации

Фасад Дома Мельникова. Фото: Павел Огородников
Фасад Дома Мельникова.
Фото: Павел Огородников

Проект реставрации и консервации знакового авангардного строения конца 1920-х годов утвержден Мосгорнаследием. Работы на историческом объекте в Кривоарбатском переулке уже начались, они продолжатся около двух лет

Собственный дом в центре Москвы был необычайной редкостью в советское время. А тот дом, который во второй половине 1920-х годов построил для себя и своей семьи архитектор-конструктивист Константин Мельников (1890–1974), оказался уникальным даже и по мировым меркам. Автор проекта воплотил в этом здании те замыслы, мечты и наработки, которым не находил применения при работе на заказ. Причудливое сооружение в глубине арбатских закоулков оценили не все и не сразу, но уже начиная с периода оттепели по отношению к нему все чаще употреблялось слово «шедевр». Сегодня в этом нет сомнений ни у кого.

Дом Мельникова. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

В 2011 году дом Мельникова был передан в оперативное управление Государственному музею архитектуры имени А.В.Щусева; с 2014 года он стал действующим филиалом музея. Об этом на пресс-конференции, посвященной началу реставрации здания, вспомнила Елизавета Лихачева, экс-директор Музея архитектуры и нынешний директор ГМИИ им. А.С.Пушкина: «Ровно девять лет назад мы проводили первую пресс-конференцию, посвященную открытию Дома Мельникова, и уже тогда говорили о том, что дом будет реставрироваться. Процесс подготовки занял много времени; думаю, что сами работы займут меньше. Были сложности, связанные с имущественными правами на памятник. Но самое главное, мы не хотели торопиться. От нас ждали быстрых решений, а мы выбрали путь медленной, плавной, тщательной разработки проекта. Хотелось, чтобы реставрация дома стала образцом того, как в принципе надо подходить к реставрации такого рода объектов».

Дом Мельникова. Гостиная. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Столовая. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Спальня. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Мастерская. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Мастерская. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Гостиная.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Столовая.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Спальня.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Мастерская.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Дом Мельникова. Мастерская.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Нынешняя пресс-конференция в МУАРе была созвана в связи с тем, что этап подготовки и официально, и по факту сменился этапом практических действий. Департамент культурного наследия города Москвы 28 ноября окончательно согласовал проект реставрации в 40 томах, тем самым дав старт началу работ. Поскольку еще за год до этого, в ноябре 2022-го, вся обстановка Дома Мельникова (25 тыс. единиц хранения) была вывезена в специальный депозитарий, процессу реставрации ничто не препятствует. По сути, он уже идет.

Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Директор Музея архитектуры Наталья Шашкова сообщила: «Наша главная цель — сохранить этот памятник максимально подлинным, аутентичным и живым, каким мы его любим и знаем. Именно поэтому столь долгим был подготовительный этап». К нему относились и комплексное обследование дома в 2017–2019 годах, и те исследования, которые с 2021 года вело архитектурное бюро «Рождественка». Его глава Наринэ Тютчева стала автором проекта реставрации; бюро также берет на себя авторский и научный надзор над работами. Генеральным подрядчиком по реставрации Дома Мельникова выступает ООО «Экобау», а финансирует ее строительный холдинг «Группа ЛСР».

Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

По словам Наринэ Тютчевой, в ходе исследований они пытались разобраться в том, что здесь сохранилось подлинного и нетронутого, а что появилось в процессе ремонтов и реставраций 1970-х и 1990-х. «Возникла достаточно подробная схема того, что мы должны делать, а чего не должны, — рассказала глава бюро «Рождественка». — Но, несмотря на то что реставрация уже начинается, мы будем продолжать вести исследования и наблюдения. Уверена, что дом еще таит в себе разные загадки и сюрпризы. На каждом этапе мы будем останавливаться, делать выводы и, возможно, вносить коррективы». Наринэ Тютчева также сообщила, что во дворе исторического здания сооружается временная мастерская — для того, чтобы ни один элемент, требующий реставрации, «не уходил за пределы дома».

Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

В ходе работ неизбежно придется столкнуться с некоторыми проблемами, но все они решаемы, по мнению участников пресс-конференции. Заранее понятно, что будет непросто с восстановлением кровли и водоотведения. Еще одно затруднение состоит в том, что при реставрации 1990-х годов использовались цементные штукатурки, которые, по выражению Наринэ Тютчевой, «не прижились». Она же называет одной из серьезнейших проблем установление и поддержание температурно-влажностного режима. При реставрации имеют значение самые разные нюансы. Например, перед окном выросло большое дерево, и вода с него регулярно попадает на главный витраж — с этим тоже придется бороться. «Но каких-то критических проблем, связанных с деформациями дома из-за усадочных процессов грунта, из-за гидрологических условий, не существует», — заверила присутствовавших Наринэ Тютчева.

Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Наталья Шашкова коснулась также темы прозрачности, подконтрольности грядущей реставрации: «Мы знаем, что памятник дискуссионный. Специалисты, представители общественности, любители архитектуры очень взволнованы тем, как будут проходить работы. Поэтому мы избрали максимально открытый формат; создан наблюдательный совет, в который вошли не только архитекторы и реставраторы, но и фактически все ныне живущие, совершеннолетние потомки Константина Степановича Мельникова».

Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Пустой Дом Мельникова. Подготовка к реставрации.
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Возглавляет этот совет Елизавета Лихачева. Она тоже акцентировала тему реставрационной и эксплуатационной деликатности: «Мы сохраняем не только внешний объем, не только обстановку, но и конструкцию перекрытий, систему отопления, даже разводку электрики. У нас нет цели сделать дом новым. И нет задачи обеспечить большую проходимость памятника. После реставрации дом будет работать пять дней в неделю — и будет принимать одну группу по пять человек в день. В этом отношении ничего не изменится, он не станет „массово проходимым“ никогда. Опять же потому, что мы хотим сохранить подлинный дом — включая запах». Тезис про запах, кстати, не следует воспринимать метафорически. Полы в доме когда-то покрывались мастикой, и воссоздать тот запах вполне возможно, если по-прежнему использовать старинную защитную технологию.

Точная дата окончания реставрационных работ пока не известна; в качестве ориентира музей называет конец 2025 года.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+