18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Когда завершатся главные музейные стройки и реконструкции

Здание нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Здание нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Представляем обновленный список открытий новых или реконструированных зданий и музейных кварталов, а также рассматриваем перспективы важных долгостроев

В нынешние смутные времена давать гарантии о завершении музейных строительных работ никто не готов. В уходящем 2023 году, несмотря на все обещания, реализовались лишь некоторые планы. В ноябре пермский Музей современного искусства PERMM обосновался в обновленном здании бывшего дилерского центра Mercedes; Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник назначил переезд в новое здание на 20 декабря; а в Кронштадте заработал Музей военно-морской славы России. В общем, негусто. Большинство грядущих открытий — те, что сдвинулись с предыдущих лет.

Многочисленные крупные долгострои (не только музейные) так утомили правительство, что исполнение госконтрактов по ним было передано от структур министерств культуры, науки и высшего образования, спорта, Федеральной налоговой службы под контроль Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства — специально основанной для этого в феврале 2021 года публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства». В настоящее время эта компания продолжает консолидацию (а также аудит предыдущих расходов, порой весьма драматический) объектов-долгостроев, к числу которых, если речь идет о сфере культуры, в Москве относятся музейный городок Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственная Третьяковская галерея и Политехнический музей. Всего «Единый заказчик» отвечает за строительство и реконструкцию почти 30 объектов культуры, включая Санкт-Петербургскую консерваторию, цирки и так далее.

Проект здания нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Фото: Государственная Третьяковская галерея / Архитектурное бюро SPEECH
Проект здания нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.
Фото: Государственная Третьяковская галерея / Архитектурное бюро SPEECH

Проекты Третьяковской галереи, пожалуй, первые по важности из ожидаемых открытий. Как рассказала нашему изданию директор музея Елена Проничева, в планах на грядущий год — ввод в эксплуатацию нового корпуса площадью 35 тыс. кв. м на Кадашевской набережной, строительство которого длится уже десять лет и в последнее время идет по расписанию. С октября 2023 года на 2024 год перенесли и запуск самарского филиала Третьяковки в реконструированном здании раннесоветской фабрики-кухни — об этом сообщила директор департамента музеев и внешних связей Министерства культуры Елена Харламова на ноябрьской стратегической сессии всероссийского проекта «Музейные маршруты России». По ее словам, в намеченный срок в 2024 году откроется другой региональный филиал музея — в Калининграде. А вот открытие подразделения ГТГ во Владивостоке сдвинулось с 2024 на 2025 год.

Здания фабрики-кухни завода имени Масленникова, где расположится самарский филиал Третьяковской галереи. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Здания фабрики-кухни завода имени Масленникова, где расположится самарский филиал Третьяковской галереи.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Сроки сдачи Музейного квартала ГМИИ им. А.С.Пушкина тоже изменились. Ранее сообщалось, что первыми из списка его зданий откроются депозитарий и реконструированный дом Стуловых (несостоявшийся Дом Текста), однако теперь на наш запрос пресс-служба ответила, что это произойдет в 2025 году. А в 2024-м откроют одно административное здание, и, кроме того, планируется сдача инженерных сетей, обеспечивающих водой, теплом и электричеством все объекты квартала.

Другой музейный квартал для москвичей, с парком и садовой зоной, группируется вокруг Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина и получил название «Бахрушинский». Помимо исторического особняка, в него входят еще три дореволюционных дома, а также новый Музейно-театральный центр.

Новое здание Музея истории российского казачества. Фото: Музей истории российского казачества
Новое здание Музея истории российского казачества.
Фото: Музей истории российского казачества

Пресс-служба Государственного исторического музея подтвердила нам, что работы над его новым филиалом — Музеем истории российского казачества, который откроется в здании XIX века в районе Пречис­тенки, идут по плану. Кипит работа и по реконструкции гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице — там разместится Музей транспорта Москвы. Все три открытия назначены на 2024 год.

В Санкт-Петербурге завершается строительство фондохранилища и реставрационного центра Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунст­камеры) площадью 25 тыс. кв. м. Фондо­хранилище сооружается в Озерках на базе недостроя НИИ прикладной астрономии РАН. Осенью начались работы по внутренней отделке. Несколько месяцев займет перевозка экспонатов из центра города. Открытие намечено на день основания Кунст­камеры в декабре 2024 года.

Макет здания Музея транспорта Москвы. Фото: Музей транспорта Москвы
Макет здания Музея транспорта Москвы.
Фото: Музей транспорта Москвы

Из частных учреждений в наш список попало музейное здание в квартале ЗИЛАРТ, в котором вместо «Эрмитажа-Москва» разместится музейно-выставочный центр с рабочим названием «Коллекция». Его обещали достроить к концу 2023 года, однако в пресс-службе Группы ЛСР нам ответили, что и его откроют в 2024-м.

Некоторым потребуется еще больше времени. Так, в октябре генеральный директор ППК «Единый заказчик в сфере строительства» Карен Оганесян на заседании Комитета Государственной Думы по культуре заявил, что многострадальный Политехнический музей наконец примет посетителей в 2025 году.

Проект музейно-выставочного центра с рабочим названием «Коллекция»( экс «Эрмитаж-Москва»). Фото: Пресс-служба Москомархитектуры
Проект музейно-выставочного центра с рабочим названием «Коллекция»( экс «Эрмитаж-Москва»).
Фото: Пресс-служба Москомархитектуры

Также в 2025 году, как подтвердили нам в пресс-службе ГИМ, должен открыться экспозиционно-выставочный центр Исторического музея около Новодевичьего монастыря, который будет посвящен истории этой обители и в целом русского православия и Московской патриархии. Его строительством также занимается «Единый заказчик». Тогда же планируют открыть и новый корпус Музеев Московского Кремля в Средних торговых рядах.

Еще один долгострой, который стоит упомянуть, — это будущий эрмитажный филиал «Музей геральдики», который должен разместиться в здании Биржи на Васильевском острове. В Бирже летом завершился первый этап реставрации, но, по словам генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, для полного окончания работ потребуется получение нового финансирования и после этого — еще три года. Другой долгострой Эрмитажа — фондохранилище и производственная база на Школьной улице. Согласно свежей информации на сайте Федеральной адресной инвестиционной компании России, текущая дата ввода его в эксплуатацию — 2028 год; эту стройку также начал координировать Минстрой.

Добавим в перспективные планы и частную институцию: в конце 2022 года ООО «ГЭС-2» приобрело кинотеатр «Ударник», расположенный рядом с Домом культуры с таким же названием. Сейчас ему предстоит реставрация, которую курирует проектная группа во главе со Светланой Максимченко. По планам, она продлится четыре года.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на площадке «Тимирязев Центр», приятно удивила количеством и качеством искусства и праздничной атмосферой
12.09.2025
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+