18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Давид Аркин: рафинированный интеллектуал, страстный патриот, зловредный космополит

Клод-Никола Леду. Проект Мастерской лесорубов в городе Шо. 1804. Фрагмент. Этот французский архитектор XVIII — начала XIX века, впоследствии воспринимаемый как предтеча модернизма, стал одним из главных героев Давида Аркина в 1930-е годы. Фото: L’Architecture de C.N.Ledoux / Avertissement par Daniel Ramee
Клод-Никола Леду. Проект Мастерской лесорубов в городе Шо. 1804. Фрагмент. Этот французский архитектор XVIII — начала XIX века, впоследствии воспринимаемый как предтеча модернизма, стал одним из главных героев Давида Аркина в 1930-е годы.
Фото: L’Architecture de C.N.Ledoux / Avertissement par Daniel Ramee
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Книга Николая Молока — первая, посвященная искусствоведу и архитектурному критику, пик влияния которого пришелся на 1930-е годы. Не исключено, что книга эта и последняя: фигура Аркина не из числа тех, кого хочется воспевать

Имя Давида Аркина (1899–1957) знакомо только историкам советской архитектуры, но и те лишь упоминают о нем в книгах и докладах, посвященных его великим современникам. Хотя на протяжении трех десятилетий Аркин был действующим архитектурным критиком, регулярно печатавшим статьи в газетах и журналах, выпустившим несколько книг (только одну из них переиздали девять лет назад). Еще он был важным функционером: дважды участвовал в организации советского павильона на Всемирных выставках, стал членом-корреспондентом Академии архитектуры и заместителем главного редактора журнала «Архитектура СССР», профессором Московского архитектурного института, заседал в различных жюри и комиссиях. Его карьера долгое время была столь удачной, что искусствовед Александр Габричевский назвал Аркина «Триумфаркиным».

В справочниках и энциклопедиях о нем пишут коротко, иногда сообщая, что «был обвинен в космополитизме». Однако прежде чем стать обвиняемым, Аркин много лет был обвинителем: западной архитектуры, советских архитекторов-формалистов, модернистов, Ле Корбюзье. В 1930-е годы он с пылом громил тех, кого с жаром превозносил в 1920-е. Ну а в 1940-е сам был судим «судом чести» за «антипатриотическую статью» и заклеймен космополитом.

Николая Молок. Давид Аркин. «Идеолог космополитизма» в архитектуре. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 472 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).
Николая Молок. Давид Аркин. «Идеолог космополитизма» в архитектуре. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 472 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).

Николай Молок знал об Аркине с детства. Его отец искусствовед Юрий Молок готовил к публикации книги и статьи Аркина, работал с его архивом, дружил с вдовой. Так что к своему герою младший Молок относится с симпатией, хотя прекрасно понимает, кто он: «Статьи Аркина — это в значительной степени набор риторических фигур, идеологических установок, перечень директив». Тем не менее автор книги эти статьи не только цитирует — иначе и невозможно рассказать об архитектурном и художественном критике, откликавшемся на все важные события творческой жизни, — но и приводит в конце своего труда некоторые сочинения полностью.

Например, статью «Наша архитектура к 10-летию Октября», напечатанную в журнале «Красная нива». Под псевдонимом А.Ветров Аркин клеймит буржуазное прошлое: «Русское зодчество едва-едва успело выкарабкаться из объятий купеческого вкуса, создавшего в строительстве целый период московского „модерна“, этого „изысканного“ сочетания замоскворецкого самодурства и непереваренных уроков европейского архитектурного декаданса». И далее хвалит советских архитекторов, еще не вполне определившихся стилистически, но решительно порывающих с прошлым и не оглядывающихся на западных коллег.

Аркин в начале 1920-х годов. Фотограф неизвестен. Фото: Архив Николая Молока
Аркин в начале 1920-х годов. Фотограф неизвестен.
Фото: Архив Николая Молока

Повышенная эмоциональность и почти комическая цветистость слога оставались неизменными в статьях Аркина, но направленность его похвал и критики колебалась, как говорится, вместе с линией партии. Причем так откровенно, что и над этим можно было бы посмеяться, если не знать, чем заканчивалась подобная критика. «Последствия этих публикаций хорошо известны; в архитектурной среде прошли массовые чистки, Охитович и Лисагор были арестованы, Мельников фактически был лишен практики», — констатирует Молок.

Он и не пишет в своей книге о «хорошо известном» — его интересуют, скорее, подробности и частности. Например, реакция западных архитекторов на происходящее в советской архитектуре и на статьи Аркина, которого в зарубежных журналах иногда печатали. В 1942 году «редакция The Architectural Review, предуведомляя статью Эдварда Картера „Советская архитектура сегодня“, задавала вопросы: „Архитектурный стиль, который разрабатывался в России за последние пятнадцать лет, — одно из самых непостижимых явлений современной выразительности. Вот великая нация, прогрессивная и бесстрашная во всем, что касается современной жизни в годы мира и войны, но при этом ее архитектура кажется нам, на Западе, маскарадом в нарядах, заимствованных из других веков и других стран. Как такое возможно? Как это произошло и что это значит?”»

Обложка книги Эмиля Кауфмана «От Леду до Ле Корбюзье». Wien-Leipzig: Verlag Dr. R. Passer. 1933. Фото: Verlag Dr. R. Passer
Обложка книги Эмиля Кауфмана «От Леду до Ле Корбюзье». Wien-Leipzig: Verlag Dr. R. Passer. 1933.
Фото: Verlag Dr. R. Passer

В книге также подробно рассмотрены взаимоотношения Ле Корбюзье и СССР. Отдельным исследованием читается глава о венском историке искусства Эмиле Кауфмане и его книге «От Леду до Ле Корбюзье», повлиявшей на Аркина. И эти параллельные сюжеты привлекательнее, чем биография и тексты образцового советского конформиста. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+