18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Давид Аркин: рафинированный интеллектуал, страстный патриот, зловредный космополит

Клод-Никола Леду. Проект Мастерской лесорубов в городе Шо. 1804. Фрагмент. Этот французский архитектор XVIII — начала XIX века, впоследствии воспринимаемый как предтеча модернизма, стал одним из главных героев Давида Аркина в 1930-е годы. Фото: L’Architecture de C.N.Ledoux / Avertissement par Daniel Ramee
Клод-Никола Леду. Проект Мастерской лесорубов в городе Шо. 1804. Фрагмент. Этот французский архитектор XVIII — начала XIX века, впоследствии воспринимаемый как предтеча модернизма, стал одним из главных героев Давида Аркина в 1930-е годы.
Фото: L’Architecture de C.N.Ledoux / Avertissement par Daniel Ramee
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Книга Николая Молока — первая, посвященная искусствоведу и архитектурному критику, пик влияния которого пришелся на 1930-е годы. Не исключено, что книга эта и последняя: фигура Аркина не из числа тех, кого хочется воспевать

Имя Давида Аркина (1899–1957) знакомо только историкам советской архитектуры, но и те лишь упоминают о нем в книгах и докладах, посвященных его великим современникам. Хотя на протяжении трех десятилетий Аркин был действующим архитектурным критиком, регулярно печатавшим статьи в газетах и журналах, выпустившим несколько книг (только одну из них переиздали девять лет назад). Еще он был важным функционером: дважды участвовал в организации советского павильона на Всемирных выставках, стал членом-корреспондентом Академии архитектуры и заместителем главного редактора журнала «Архитектура СССР», профессором Московского архитектурного института, заседал в различных жюри и комиссиях. Его карьера долгое время была столь удачной, что искусствовед Александр Габричевский назвал Аркина «Триумфаркиным».

В справочниках и энциклопедиях о нем пишут коротко, иногда сообщая, что «был обвинен в космополитизме». Однако прежде чем стать обвиняемым, Аркин много лет был обвинителем: западной архитектуры, советских архитекторов-формалистов, модернистов, Ле Корбюзье. В 1930-е годы он с пылом громил тех, кого с жаром превозносил в 1920-е. Ну а в 1940-е сам был судим «судом чести» за «антипатриотическую статью» и заклеймен космополитом.

Николая Молок. Давид Аркин. «Идеолог космополитизма» в архитектуре. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 472 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).
Николая Молок. Давид Аркин. «Идеолог космополитизма» в архитектуре. М.: Новое литературное обозрение, 2023. 472 с., ил. (Серия «Очерки визуальности»).

Николай Молок знал об Аркине с детства. Его отец искусствовед Юрий Молок готовил к публикации книги и статьи Аркина, работал с его архивом, дружил с вдовой. Так что к своему герою младший Молок относится с симпатией, хотя прекрасно понимает, кто он: «Статьи Аркина — это в значительной степени набор риторических фигур, идеологических установок, перечень директив». Тем не менее автор книги эти статьи не только цитирует — иначе и невозможно рассказать об архитектурном и художественном критике, откликавшемся на все важные события творческой жизни, — но и приводит в конце своего труда некоторые сочинения полностью.

Например, статью «Наша архитектура к 10-летию Октября», напечатанную в журнале «Красная нива». Под псевдонимом А.Ветров Аркин клеймит буржуазное прошлое: «Русское зодчество едва-едва успело выкарабкаться из объятий купеческого вкуса, создавшего в строительстве целый период московского „модерна“, этого „изысканного“ сочетания замоскворецкого самодурства и непереваренных уроков европейского архитектурного декаданса». И далее хвалит советских архитекторов, еще не вполне определившихся стилистически, но решительно порывающих с прошлым и не оглядывающихся на западных коллег.

Аркин в начале 1920-х годов. Фотограф неизвестен. Фото: Архив Николая Молока
Аркин в начале 1920-х годов. Фотограф неизвестен.
Фото: Архив Николая Молока

Повышенная эмоциональность и почти комическая цветистость слога оставались неизменными в статьях Аркина, но направленность его похвал и критики колебалась, как говорится, вместе с линией партии. Причем так откровенно, что и над этим можно было бы посмеяться, если не знать, чем заканчивалась подобная критика. «Последствия этих публикаций хорошо известны; в архитектурной среде прошли массовые чистки, Охитович и Лисагор были арестованы, Мельников фактически был лишен практики», — констатирует Молок.

Он и не пишет в своей книге о «хорошо известном» — его интересуют, скорее, подробности и частности. Например, реакция западных архитекторов на происходящее в советской архитектуре и на статьи Аркина, которого в зарубежных журналах иногда печатали. В 1942 году «редакция The Architectural Review, предуведомляя статью Эдварда Картера „Советская архитектура сегодня“, задавала вопросы: „Архитектурный стиль, который разрабатывался в России за последние пятнадцать лет, — одно из самых непостижимых явлений современной выразительности. Вот великая нация, прогрессивная и бесстрашная во всем, что касается современной жизни в годы мира и войны, но при этом ее архитектура кажется нам, на Западе, маскарадом в нарядах, заимствованных из других веков и других стран. Как такое возможно? Как это произошло и что это значит?”»

Обложка книги Эмиля Кауфмана «От Леду до Ле Корбюзье». Wien-Leipzig: Verlag Dr. R. Passer. 1933. Фото: Verlag Dr. R. Passer
Обложка книги Эмиля Кауфмана «От Леду до Ле Корбюзье». Wien-Leipzig: Verlag Dr. R. Passer. 1933.
Фото: Verlag Dr. R. Passer

В книге также подробно рассмотрены взаимоотношения Ле Корбюзье и СССР. Отдельным исследованием читается глава о венском историке искусства Эмиле Кауфмане и его книге «От Леду до Ле Корбюзье», повлиявшей на Аркина. И эти параллельные сюжеты привлекательнее, чем биография и тексты образцового советского конформиста. 

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
4
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском
На выставке «Три времени Рима» в гравюрах и рисунках XVI–XVIII веков предстает процесс последовательного становления современного облика Рима как самого большого целостного произведения искусства, вдохновлявшего поколения живописцев, архитекторов и инженеров
28.06.2024
Образы Вечного города в исторической перспективе показывают в Пушкинском
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+