18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковская галерея показывает избранные картины раннего Николая Милиоти

Николай Милиоти. «Портрет Марины Цветаевой». 1922. Фото: Частное собрание/Государственная Третьяковская галерея
Николай Милиоти. «Портрет Марины Цветаевой». 1922.
Фото: Частное собрание/Государственная Третьяковская галерея

«Из волшебного грота Николая Милиоти выходишь отуманенный, оглушенный звенящими переливами красок», — так писал поэт Сергей Маковский после легендарной выставки «Голубая роза» в 1907 году. Его опыт можно повторить в Третьяковке

Имя Николая Милиоти (1874–1962) незаслуженно находится в тени соратников по «Голубой розе» и «Миру искусства». Всю свою долгую жизнь он много работал, но наследие его дошло до нас в неполном виде. Отчасти виной этому пожар в парижской мастерской Милиоти, который в 1957 году уничтожил значительную часть произведений, разорив художника и ускорив его уход из жизни. Однако еще задолго до этой трагедии, уезжая в эмиграцию, Николай Дмитриевич сетовал на собственную беспечность, в результате которой он растерял при переездах и на заграничных выставках множество работ, остался один, вне школ и течений, не представленный «в переполненных новыми картинами музеях».

Николай Милиоти. «Пастораль». 1905. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Милиоти. «Пастораль». 1905.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Биография Милиоти выделяется драматизмом даже на фоне богатого драмами века. Выходец из очень богатой семьи — и закончил жизнь в нищете; символист с тонкой душевной организацией — и боевой офицер, герой Первой мировой войны; имел большой успех в США — и вынужден был покинуть страну из-за нелепого стечения обстоятельств. Работы периода эмиграции рассеяны по европейским собраниям; выставка в Третьяковке объединила живописные и графические произведения дореволюционного периода творчества Милиоти из собственных фондов и частных коллекций. Весьма камерная, состоящая из полусотни экспонатов в одном зале, она тем не менее заслуживает самого пристального внимания.

Государственная Третьяковская галерея
«Николай Милиоти. Избранное»
До 10 марта

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+