18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Дом купца Масягина встраивается в новую жизнь

Возрожденный особняк купца Масягина будет хорошо заметен с переулка на фоне новых строений. Фото: Vos’hod
Возрожденный особняк купца Масягина будет хорошо заметен с переулка на фоне новых строений.
Фото: Vos’hod
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Близится к концу реставрация деревянного особняка, построенного после пожара 1812 года и оказавшегося теперь на территории жилого комплекса в Замоскворечье. Бревенчатое строение в центре мегаполиса пришлось пересобрать: часть венцов требовали замены

Этой осенью деревянный особняк, построенный в Старомонетном переулке два века назад, освободился от лесов. Фоном для него стали неоклассические фасады комплекса брендированных резиденций, который возводит напротив Третьяковской галереи девелоперская компания Vos’hod.

Особняк Масягина — классический купеческий дом: деревянный, одноэтажный, на каменном фундаменте, с поперечным мезонином и дворовой галереей. Его построил для себя купец третьей гильдии Сыромятной слободы Иван Масягин; после него тут были и другие владельцы. Около 100 лет дом простоял в первозданном виде, в 1925 году его разделили на две квартиры. Какое-то время конюшни особняка использовали как гараж для ведомственных машин. Потом несколько десятилетий дом был в запущенном состоянии и постепенно разрушался. Девелоперской компании Vos’hod особняк достался в плачевном виде: строение стояло без крыши, одни бревна сгнили, а в других завелись вредители, из-за чего покосились стены, многие деревянные элементы были полностью утрачены.

Главный фасад дома в Старомонетном переулке к 1996 году претерпел целый ряд изменений, а дом в целом понес немало потерь. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Главный фасад дома в Старомонетном переулке к 1996 году претерпел целый ряд изменений, а дом в целом понес немало потерь.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

«Дерево — это материал, который быстро стареет. Влага, грибки, жучки — все это его уничтожает. Особенно при неподобающей эксплуатации здания (например, если не ремонтируется кровля). Со временем в древесине хвойников, из которых у нас строят — сосны, ели, смола разрушается, перестает их защищать. Вода и кислород делают свое дело — дерево начинает гнить, — говорит Дмитрий Гулич, генеральный директор компании «Экобау», которой было поручено восстановить здание. — В нашем случае дом был заброшен. Крыша из черного железа протекала, конек прогнил, и балки рухнули, внутри вырос целый лес из березок и ивняка».

Мастера «Экобау» максимально укрепили пригодные к дальнейшему использованию элементы. Сделали обмеры и зафиксировали венцы (бревна), которые можно было использовать, пронумеровали снизу доверху каждое уцелевшее бревно и аккуратно разобрали. Под контролем Департамента культурного наследия города Москвы бревна были вывезены в мастерские, отреставрированы и возвращены на исходное место для сборки.

Дом был заброшен. Крыша из черного железа протекала, конек прогнил, и балки рухнули, внутри вырос целый лес из березок и ивняка. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Дом был заброшен. Крыша из черного железа протекала, конек прогнил, и балки рухнули, внутри вырос целый лес из березок и ивняка.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

«Замена венцов — это нормальная практика при эксплуатации деревянного здания. В деревнях регулярно раз в 50–100 лет нижние венцы у домов меняют, — поясняет Дмитрий Гулич. — Для замены венцов нам был нужен хороший, нестандартный лес, поэтому логично было перевезти разобранный особняк в мастерские „Экобау“. Мы под размер сохранившихся бревен подбирали новые, той же породы древесины. Точно так же тесали с одной стороны или с двух. Собрали, сруб простоял год, подсох, мы обработали его специальными составами, чтобы не чернел и не гнил, так же пронумеровали и перевезли обратно».

Сейчас работы над интерьером и экстерьером здания продолжаются. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+