18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тень и свет — главные герои инсталляции у стен Михайловского замка

Аудиовизуальная инсталляция «Я — тень от чьей-то тени» протягивает сложные связи между личностями Петра I, Павла I и нашими современниками. Фото: ПАО «Газпром»
Аудиовизуальная инсталляция «Я — тень от чьей-то тени» протягивает сложные связи между личностями Петра I, Павла I и нашими современниками.
Фото: ПАО «Газпром»

Аудиовизуальная инсталляция «Я — тень от чьей-то тени» стала результатом многомесячной работы творческой лаборатории ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

Световые и теневые проекции, неоновая графика, специальное архитектурное освещение внешних и дворовых фасадов Михайловского замка и прилегающих к нему аллей и газонов не только подчеркнули архитектурно-планировочные особенности этого места, но и заставили вспомнить многочисленные исторические и культурные события, связанные с ним.

Аудиовизуальная инсталляция «Я — тень от чьей-то тени» стала результатом многомесячной работы творческой лаборатории многофункционального социального проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». Почти два десятка студентов из разных вузов под руководством кураторов различных профилей — художников, архитекторов, урбанистов, дизайнеров и программистов — работали над концепцией и реализацией проекта с начала лета этого года.

Они изучили замок изнутри и снаружи, при солнечном свете и в сумерках. Познакомились с деятельностью его реставрационной мастерской и Центра мультимедиа Государственного Русского музея и проанализировали способы взаимодействия посетителей с пространством замка и территорией вокруг него.

Арсений Тимофеев, участник Лаборатории «Друзья Петербурга». Фото: ПАО «Газпром»
Арсений Тимофеев, участник Лаборатории «Друзья Петербурга».
Фото: ПАО «Газпром»

Участники лаборатории выстроили диалог архитектуры и литературы, света и звука, реальных фактов и легенд, окутывающих это место. Они узнали и прочувствовали историю Михайловского замка, ставшего центральным героем аудиовизуального представления.

Для некоторых из студентов участие в проекте обернулось первой ступенью в карьере. Например, старшекурсник Арсений Тимофеев рассказал, что получил серьезный профессиональный опыт и практику работы в команде. «Этот и другие проекты в лабораториях, организованных Газпромом, позволили многим студентам, в том числе мне, взаимодействовать с разными специалистами из разных областей, — пояснил он. — Нам повезло, что с нами работали прекрасные кураторы: архитекторы, дизайнеры, урбанисты — лучшие специалисты в своих областях. Благодаря участию в проекте „Друзья Петербурга“ я теперь сотрудник медиацентра Русского музея».

Итог работы лаборатории был представлен во время второго фестиваля «Друзья Петербурга», состоявшегося в городе этой осенью. Открывая аудиовизуальную инсталляцию у стен замка, который сейчас является одним из зданий Русского музея, Елена Давыдова, начальник управления департамента ПАО «Газпром», пояснила: «Мы приложили немало усилий, чтобы этот проект состоялся, и надеемся, что он запомнится и будет ярким городским событием. И для нас особой гордостью и ответственностью стало то, что Русский музей, один из наших самых верных и надежных партнеров, доверил нам пространство Михайловского замка».

Стены и газоны Михайловского замка стали «экраном» для сложной аудиовизуальной инсталляции. Фото: ПАО «Газпром»
Стены и газоны Михайловского замка стали «экраном» для сложной аудиовизуальной инсталляции.
Фото: ПАО «Газпром»

Название проекта «Я — тень от чьей-то тени» — это строки стихотворения Марины Цветаевой, написанного ею в 1914 году. И все аудиовизуальное представление воспринимается как аллегория преломления в первую очередь литературных и исторических смыслов, связанных с Михайловским замком.

По замыслу авторов действующими лицами и исполнителями этого светозвукового спектакля стали памятник Петру I работы Бартоломео Карло Растрелли (отца знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли), стоящий перед главными воротами, фасады со светящимися теплым светом окнами спальни Павла I, убитого здесь заговорщиками, и окружающий замок ландшафт. Однако в целом это проект не про Павла, не про его жизнь или смерть и даже не про Михайловский замок — он про людей и их истории, про то, как правда переплетается с вымыслом, как простое оказывается сложным, как человек ищет и находит для себя смысл в огромном пространстве Вселенной.

Все сеансы аудиовизуальной инсталляции проходили в вечернее время, когда на улице темнело и начиналась игра света и тени. На это необычное представление зрители могли попасть на протяжении трех вечеров. Первое, что видели входившие в темноте в ведущую к замку Кленовую аллею, — это гигантская тень, которую памятник Петру I отбрасывал на его южный фасад. Тень от конной статуи императора как будто парила над зданием и деревьями, резко контрастируя с пронзительно-белыми стенами. Сам памятник оставался во мраке.

Деревья и кусты по сторонам центрального газона тоже играли роль в этом спектакле. Световой объект в виде букв «Прошлое отбрасывает длинные тени» на газоне отсылал к логоцентричности русской культуры и задавал сразу две линии развития повествования: осмысление истории и ее ключевых фигур и осознание самого себя как участника этой истории.

Михайловский замок с его внутренним двором и подъездной аллеей в лучах специальной архитектурной подсветки в рамках проекта «Я – тень от чьей-то тени». Фото: ПАО «Газпром»
Михайловский замок с его внутренним двором и подъездной аллеей в лучах специальной архитектурной подсветки в рамках проекта «Я – тень от чьей-то тени».
Фото: ПАО «Газпром»

С одной стороны центрального газона на дорожках и листве световыми приборами высвечивались цитаты из произведений Анны Ахматовой, Николая Лескова, Льва Толстого и других классиков русской литературы. С другой — фразы, сконструированные нейросетью. Например, то, что мог бы сказать Лев Толстой о Михайловском замке. И даже на постаменте памятника с одного бока светились строки из стихотворения Марины Цветаевой, а с другого — фраза, сгенерированная искусственным интеллектом.

Во внутреннем дворе проходило отдельное действо. Стены знаменитого восьмиугольного двора начинали светиться, высоко над головами как будто из воздуха возникала молния (скульптура работы Александра Кита) и звучала драматическая мини-оратория композитора Олега Гудачева на тексты Анны Ахматовой, Николая Гоголя, Дмитрия Мережковского, Александра Пушкина и других писателей и поэтов. Оратория постепенно затихала, но через несколько минут раздавалась вновь.

Скульптура Александра Кита в виде молнии стала частью  Аудиовизуальной инсталляции в Михайловском замке. Фото: ПАО «Газпром»
Скульптура Александра Кита в виде молнии стала частью Аудиовизуальной инсталляции в Михайловском замке.
Фото: ПАО «Газпром»

На темно-красном западном фасаде в окружающей ночной темноте гости и жители Петербурга могли видеть два светящихся окна бывшей спальни императора Павла — это тоже было частью инсталляции.

Михайловский замок выбран не случайно: это знаковое место в центре Петербурга, с ним связаны громкие исторические события, он упоминается во многих литературных произведениях. В том числе в повести Лескова «Привидение в Инженерном замке», которая начинается рассказом о живущих здесь призраках: «Еще при жизни императора Павла тут, говорят, слышали голос Петра Великого, и, наконец, даже сам император Павел видел тень своего прадеда». Для авторов светозвукового спектакля первичные смыслы, в том числе история убийства царя, послужили отправной точкой в формировании композиции и сюжета, но этим они не исчерпывались. Так и замок — авторы не только увидели его как архитектурную форму, но и постарались проявить ее содержание и трансформацию. Император Павел всю жизнь жил в тени — в тени матери, в тени великого прадеда. И мы все, попадая в Петербург, оказываемся под тенью Петра. Так проект получил сложную, многослойную структуру.

Реклама
ПАО «Газпром»
ИНН 7736050003
LjN8KUqws

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+