18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Буквы, здания, машины: любимые темы на ретроспективе Эда Рушея

Выставка «Эд Рушей. Now Then» в MоMA. Фото: МоМА
Выставка «Эд Рушей. Now Then» в MоMA.
Фото: МоМА
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Под крышей нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA) удалось собрать работы, созданные за 70 лет успешной карьеры американского мастера поп-арта. Это две с лишним сотни произведений — и все они пропитаны фирменной иронией Эда Рушея

85-летний концептуалист и мастер поп-арта из Лос-Анджелеса Эд Рушей во всем видит иронию. «Ничто не ускользает от нее», — говорит художник. Эта мысль легла в основу его выставки в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке. Само название, Now Then — игра слов: по отдельности их можно прочесть как «Сейчас потом» (подходящее название для ретроспективы), а вместе они образуют фразеологизм — «Так вот» или «И что теперь».

Слова правят бал, выступая соло и в компании других слов: здесь и взрывы жирных звуков из комиксов (OOF, UGH), и каламбуры (News, Mews, Pews, Brews, Stews & Dues), и торговые марки (SPAM), и эмблемы (знак Голливуда), и отдельные фразы. Одна из них гласит: «Не хочу никакую ретроспективу».

Эд Рушей. «News from News, Mews, Pews, Brews, Stews & Dues». 1970. Фото: МоМА
Эд Рушей. «News from News, Mews, Pews, Brews, Stews & Dues». 1970.
Фото: МоМА

Благодаря причудливому чувству юмора Эда Рушея, практически любое кураторское прочтение его искусства оказывается беспроигрышным. Экспозиция, подготовленная куратором Кристофом Шериксом, включает более 200 произведений, в которых прослеживается эволюция канона «любимых» вещей художника: автомобилей, дорог, уличных пейзажей, дорожных знаков, фасадов зданий. Он исследовал их в самых разных техниках и материалах на протяжении своей 70-летней художественной карьеры.

Первая картина-надпись на выставке — 20th Century Fox (1962) — маслом на холсте плакатного формата. Художник виртуозно умещает идеи славы, власти, пиара и времени в одно широкоэкранное изображение. Здесь впервые появляется его любимая диагональ, тянущаяся через все полотно, — элемент, позволяющий с помощью минимума средств создать иллюзию движения в статичном виде искусства.

Диагональ органично смотрится и в композиции «Бензозаправочная станция Standard, Амарилло, Техас» (1963) — великолепной черно-красно-белой картине, изображающей бензоколонку такой, какой ее может увидеть человек, выезжающий поздно ночью, после того как заправил свой автомобиль. Рядом — дневной вариант, написанный годом позже. Эти картины вдохновлены путешествиями по шоссе 66 — двухполосной автомагистрали, воспетой в книгах и песнях, на смену которой позднее пришли федеральные автострады. Образ шоссе 66 служит одним из источников тоски по прошлому, пронизывающей всю экспозицию.

Выставка «Эд Рушей. Now Then» в MоMA. Фото: МоМА
Выставка «Эд Рушей. Now Then» в MоMA.
Фото: МоМА

Художник впервые проехал по этому шоссе в 1956 году, за год до того, как Джек Керуак опубликовал посвященную этой трассе книгу «В дороге». Рушей только что окончил школу в Оклахоме и отправился в Лос-Анджелес, чтобы строить карьеру оформителя рекламы. Некоторое время он работал в типографии и рекламном агентстве, а с 1965 по 1969 год был дизайнером журнала Artforum. На протяжении некоторого времени его офис располагался над галереей Ferus, которая стала его первым представителем. Здесь в 1962 году он увидел дебют «Банок с супом Campbell’s» Энди Уорхола, а вскоре и сам развил это упражнение с повторяющимися мотивами и образами массового потребления.

Эд Рушей много дурачился в своем искусстве. Особенно ему это удалось в «Шоколадной комнате» (1970) — единственном иммерсивном пространстве, которое стало центральным экспонатом нынешней выставки. Он покрыл сотни листов бумаги шоколадом и отделал ими, как плиткой, стены от пола до потолка для групповой выставки в павильоне США на 35-й Венецианской биеннале. (Рассказывают, что инсталляция особенно полюбилась венецианским мухам и противникам войны во Вьетнаме, исцарапавшим ее поверхность антивоенными лозунгами.)

Рушей представлял США и на биеннале 2005 года, на этот раз с «Путем империи» — циклом постапокалиптических изображений фабричных и складских зданий. Пять работ оттуда находятся в собрании МоМА.

Эд Рушей. «Our Flag». 2017. Фото: МоМА
Эд Рушей. «Our Flag». 2017.
Фото: МоМА

Энергичность выставки начинает было затухать с чересчур монотонной развеской фраз, нанесенных трафаретом на изображения гор, которые Рушей создавал в 1980-е. Она восстанавливается в зале с более мрачными, почти скорбными картинами того же десятилетия (особенно сильное впечатление производит призрачный портрет слона Джамбо), но затем снова испытывает наше терпение в зале со множеством изображающих горы картин начала 2000-х.

Хотя Now Then изобилует повторами, мало что на этой выставке может не понравиться. Любой сможет увидеть что-то особенное в картине, у которой нет фиксированного значения; как и двусмысленное название самой выставки, каждое высказывание Эда Рушея — это улица с двусторонним движением. 

Музей современного искусства
«Эд Рушей. Now Then»
До 13 января

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+