18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Крепость Орешек в свете совокупных знаний о ней

Вид на Крепость Орешек. Фото: Михаил Коханчиков / Фотобанк Лори
Вид на Крепость Орешек.
Фото: Михаил Коханчиков / Фотобанк Лори
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Вышел из печати первый исторический путеводитель по крепости Орешек, больше известной под именем Шлиссельбургской. За 700 лет ее истории здесь многое происходило, и целый ряд материальных объектов был этому свидетелем

Издание это приурочено к 700-летию крепости, одной из старейших на Северо-Западе России. В книге две основные части: подробный хронологический очерк и обзор архитектурно-исторических объектов, сохранившихся на одноименном острове у истока Невы. Авторы-составители путеводителя сотрудники Государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлия Дьякова и Сергей Орлов предлагают читателям рассказ о строительстве Орешка в XIV–XVIII веках, его военной истории, тюремном периоде крепости, об обороне острова в годы Великой Отечественной войны и музейном этапе его жизни.

Как рассказала нашему изданию Юлия Дьякова, старший научный сотрудник филиала «Крепость Орешек», все иллюстрации в издании подробно аннотированы. «Здесь много планов, чертежей, рисунков, гравюр, фотографий. Большая их часть — из фондов нашего музея, но многое мы получили из архивов и библиотек не только нашей страны, но и в том числе из Национального архива Швеции. Некоторые изображения публикуются впервые. Например, чертежи башен к проектам реконструкции, а также рисунки известного петербургского архитектора Бориса Костыгова».

«Крепость орешек: Исторический путеводитель» / Гос. музей истории С.-Петербурга; авт.-сост. Ю. Р. Дьякова, С. В. Орлов. СПб.: ГМИ СПб., 2023. 216 с., ил.
«Крепость орешек: Исторический путеводитель» / Гос. музей истории С.-Петербурга; авт.-сост. Ю. Р. Дьякова, С. В. Орлов. СПб.: ГМИ СПб., 2023. 216 с., ил.

Исторический очерк разбит на главы по основным периодам, начиная с первого упоминания об Орешке в 1323 году в связи с подписанием между Новгородом и Швецией мирного договора, названного Ореховецким миром. Рассказано здесь и о взятии крепости в 1612 году шведами, и о возвращении ее под власть России в ходе Северной войны, и о переименовании в Шлиссельбург (в переводе с немецкого — «ключ-город»). Отдельная глава посвящена узникам знаменитой каторжной тюрьмы, главным образом политической: Марии Алексеевне, сестре Петра I, его вдове Евдокии Лопухиной, царевичу Иоанну VI, декабристам, анархистам, народовольцам, многих из которых там же и казнили, как, например, Александра Ульянова, брата будущего вождя мирового пролетариата. Одна из глав повествует об обороне крепости в ходе Великой Отечественной: на протяжении 500 дней небольшой гарнизон не позволял противнику замкнуть в этом месте кольцо блокады.

Вторая часть путеводителя рассказывает об архитектурно-исторических памятниках Орешка-Шлиссельбурга. На территории крепости сохранились постройки XIV–XX веков, она включена в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. В 1970-е годы на острове проводились основательные археологические раскопки — их результаты здесь тоже подробно описаны. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+