18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Шедевры «окладного дела» показали в Музее Фаберже

Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». 1894. Москва. Фирма Карла Фаберже. Фото: Музее Фаберже
Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». 1894. Москва. Фирма Карла Фаберже.
Фото: Музее Фаберже
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Более 300 выдающихся произведений русского ювелирного искусства — окладов икон и складней из драгоценных металлов — предстали перед музейной публикой на выставке «Красота святости и святость красоты»

Выставка создана объединенными усилиями коллекционера, мецената Михаила Карисалова и фонда «Связь времен», управляющего Музеем Фаберже. Но никакого состязания коллекций здесь нет — полная синергия ярких образцов изделий десятков фабрик, фирм, отдельных мастеров, работавших в Москве и Санкт-Петербурге, в русском и неорусском стилях, в стилистике модерна и неоклассицизма.

Издавна тон в ремесле задавала Москва. Один из ранних образов начала бума на драгоценные оклады относится к 1877 году. Это оклад иконы «Господь Вседержитель» фабрики Дмитрия Шелапутина: густой узор из вьющихся ветвей, серебро, чеканка — и никаких эмалей.

Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». 1894. Москва. Фирма Карла Фаберже. Фото: Музее Фаберже
Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». 1894. Москва. Фирма Карла Фаберже.
Фото: Музее Фаберже

Оклад для иконы «Введение Богоматери во храм» создала известная мастерская Федора Рюкерта, и здесь, напротив, эмали покрывают всю поверхность. Ювелиры использовали как традиционное в иконописи сочетание красного и зеленого цветов, так и свойственные стилю модерн синий и фиолетовый.

Сразу 40 окладов и складней из представленных на выставке созданы на фабрике Павла Овчинникова, в 1872 году получившего почетное звание «поставщик императорского двора». Его эмали по скани в русском стиле остались непревзойденными. Интересны миниатюрные иконы размером 7,5 на 6,5 см «Господь Вседержитель» и «Богоматерь Иверская» в жемчугах с золочением. Они парные, но находятся в разных собраниях. Встретились на выставке.

Не менее известная московская фирма Ивана Хлебникова работала для интерьеров храма Христа Спасителя, оклады ее производства не уступают овчинниковским. Орест Курлюков был зятем Хлебникова и управляющим его фирмой. Позже создал свое предприятие. Оклад иконы «Архангел Михаил» из собрания семьи Карисаловых — с серебряными крыльями, украшенный эмалями и жемчугом — один из самых изысканных предметов на выставке.

Икона «Архангел Михаил». 1908–1917. Фрагмент. Москва. Фабрика О.Ф. Курлюкова. Фото: Музее Фаберже
Икона «Архангел Михаил». 1908–1917. Фрагмент. Москва. Фабрика О.Ф. Курлюкова.
Фото: Музее Фаберже

В Петербурге «окладное дело» было развито скромнее. На почетном месте — плакетка «Ангел молитвы» с драгоценными металлами и эмалями, созданная мастером Михаилом Перхиным, одной из звезд фирмы Карла Фаберже. Складень «Спас Нерукотворный, Николай Чудо­творец, Георгий Победоносец» изготовлен фирмой Карла Гана. Украшающие его зеленые эмали отсылают к малахитовым интерьерам Исаакиевского собора, подчеркивая имперский пафос столицы России.

Любители вникать в детали могут познакомиться с изделиями фабрики братьев Грачевых. Их было семь человек — и все ювелиры, работы семьи отличаются небесно-голубыми эмалями. Также представлены редкие оклады мастерской Ивана Брицына, фабрик Николая Владимирова и Александра Любавина. Петербуржцы предпочитали неоклассицизм.

Несколько икон в окладах и складней, представленных на выставке, носят мемориальный характер, что обеспечивает интерес к ним у зрителей, далеких от ювелирных тонкостей. Прежде всего это предметы из дома Романовых.

Икона «Святитель Николай Чудотворец». 1894. Москва. М.И. Дикарёв. Оклад - Москва, Мастерская Я.Ф. Мишукова. Фото: Музее Фаберже
Икона «Святитель Николай Чудотворец». 1894. Москва. М.И. Дикарёв. Оклад - Москва, Мастерская Я.Ф. Мишукова.
Фото: Музее Фаберже

В 1855 году складень «Благоверный князь Александр Невский» был подарен вступившему на престол Александру II фирмой Федора Верховцева, это был один из первых образцов возрождения традиций средневековых эмалей. Эскиз создал мастер русского стиля Федор Солнцев. Икона «Святитель Николай Чудотворец» в серебряном окладе с полихромными эмалями — дар Николаю II от старообрядцев Рогожской общины. Это произведение мастерской Якова Мишукова создано в 1894 году, вероятно по случаю венчания с Александрой Федоровной. К этому же событию фирма Фаберже создала складень «Богоматерь Казанская». Оклад украшен драгоценными камнями и эмалями. Складень «Равноапостольная княгиня Ольга» был поднесен жителями Царского Села семье императора по случаю рождения дочери Ольги.

Складень «Богоматерь Иверская» фабрики Павла Овчинникова принадлежал Екатерине Сабашниковой, основательнице известного московского книжного издательства. Небольшой скромной иконой «Николай Можайский» в окладе первой трети XIX века владел Николай Ушаков, отец Екатерины Ушаковой, возлюбленной Пушкина. Без нашего всего и здесь не обошлось. 

Музей Фаберже
«Красота святости и святость красоты»
До 31 декабря

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+