18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Шедевры «окладного дела» показали в Музее Фаберже

Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». 1894. Москва. Фирма Карла Фаберже. Фото: Музее Фаберже
Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». 1894. Москва. Фирма Карла Фаберже.
Фото: Музее Фаберже
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Более 300 выдающихся произведений русского ювелирного искусства — окладов икон и складней из драгоценных металлов — предстали перед музейной публикой на выставке «Красота святости и святость красоты»

Выставка создана объединенными усилиями коллекционера, мецената Михаила Карисалова и фонда «Связь времен», управляющего Музеем Фаберже. Но никакого состязания коллекций здесь нет — полная синергия ярких образцов изделий десятков фабрик, фирм, отдельных мастеров, работавших в Москве и Санкт-Петербурге, в русском и неорусском стилях, в стилистике модерна и неоклассицизма.

Издавна тон в ремесле задавала Москва. Один из ранних образов начала бума на драгоценные оклады относится к 1877 году. Это оклад иконы «Господь Вседержитель» фабрики Дмитрия Шелапутина: густой узор из вьющихся ветвей, серебро, чеканка — и никаких эмалей.

Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». 1894. Москва. Фирма Карла Фаберже. Фото: Музее Фаберже
Складень «Богоматерь Казанская, с образом Спаса Нерукотворного в возглавии, святитель Николай Чудотворец, мученица царица Александра». 1894. Москва. Фирма Карла Фаберже.
Фото: Музее Фаберже

Оклад для иконы «Введение Богоматери во храм» создала известная мастерская Федора Рюкерта, и здесь, напротив, эмали покрывают всю поверхность. Ювелиры использовали как традиционное в иконописи сочетание красного и зеленого цветов, так и свойственные стилю модерн синий и фиолетовый.

Сразу 40 окладов и складней из представленных на выставке созданы на фабрике Павла Овчинникова, в 1872 году получившего почетное звание «поставщик императорского двора». Его эмали по скани в русском стиле остались непревзойденными. Интересны миниатюрные иконы размером 7,5 на 6,5 см «Господь Вседержитель» и «Богоматерь Иверская» в жемчугах с золочением. Они парные, но находятся в разных собраниях. Встретились на выставке.

Не менее известная московская фирма Ивана Хлебникова работала для интерьеров храма Христа Спасителя, оклады ее производства не уступают овчинниковским. Орест Курлюков был зятем Хлебникова и управляющим его фирмой. Позже создал свое предприятие. Оклад иконы «Архангел Михаил» из собрания семьи Карисаловых — с серебряными крыльями, украшенный эмалями и жемчугом — один из самых изысканных предметов на выставке.

Икона «Архангел Михаил». 1908–1917. Фрагмент. Москва. Фабрика О.Ф. Курлюкова. Фото: Музее Фаберже
Икона «Архангел Михаил». 1908–1917. Фрагмент. Москва. Фабрика О.Ф. Курлюкова.
Фото: Музее Фаберже

В Петербурге «окладное дело» было развито скромнее. На почетном месте — плакетка «Ангел молитвы» с драгоценными металлами и эмалями, созданная мастером Михаилом Перхиным, одной из звезд фирмы Карла Фаберже. Складень «Спас Нерукотворный, Николай Чудо­творец, Георгий Победоносец» изготовлен фирмой Карла Гана. Украшающие его зеленые эмали отсылают к малахитовым интерьерам Исаакиевского собора, подчеркивая имперский пафос столицы России.

Любители вникать в детали могут познакомиться с изделиями фабрики братьев Грачевых. Их было семь человек — и все ювелиры, работы семьи отличаются небесно-голубыми эмалями. Также представлены редкие оклады мастерской Ивана Брицына, фабрик Николая Владимирова и Александра Любавина. Петербуржцы предпочитали неоклассицизм.

Несколько икон в окладах и складней, представленных на выставке, носят мемориальный характер, что обеспечивает интерес к ним у зрителей, далеких от ювелирных тонкостей. Прежде всего это предметы из дома Романовых.

Икона «Святитель Николай Чудотворец». 1894. Москва. М.И. Дикарёв. Оклад - Москва, Мастерская Я.Ф. Мишукова. Фото: Музее Фаберже
Икона «Святитель Николай Чудотворец». 1894. Москва. М.И. Дикарёв. Оклад - Москва, Мастерская Я.Ф. Мишукова.
Фото: Музее Фаберже

В 1855 году складень «Благоверный князь Александр Невский» был подарен вступившему на престол Александру II фирмой Федора Верховцева, это был один из первых образцов возрождения традиций средневековых эмалей. Эскиз создал мастер русского стиля Федор Солнцев. Икона «Святитель Николай Чудотворец» в серебряном окладе с полихромными эмалями — дар Николаю II от старообрядцев Рогожской общины. Это произведение мастерской Якова Мишукова создано в 1894 году, вероятно по случаю венчания с Александрой Федоровной. К этому же событию фирма Фаберже создала складень «Богоматерь Казанская». Оклад украшен драгоценными камнями и эмалями. Складень «Равноапостольная княгиня Ольга» был поднесен жителями Царского Села семье императора по случаю рождения дочери Ольги.

Складень «Богоматерь Иверская» фабрики Павла Овчинникова принадлежал Екатерине Сабашниковой, основательнице известного московского книжного издательства. Небольшой скромной иконой «Николай Можайский» в окладе первой трети XIX века владел Николай Ушаков, отец Екатерины Ушаковой, возлюбленной Пушкина. Без нашего всего и здесь не обошлось. 

Музей Фаберже
«Красота святости и святость красоты»
До 31 декабря

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+