18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Токены на службе музея

Рафаэль, мастерская. «Венера и Адонис». Около 1520. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Рафаэль, мастерская. «Венера и Адонис». Около 1520. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

На международном Форуме объединенных культур в Петербурге специалисты представили новый совместный проект Государственного Эрмитажа, платформы «Атомайз» и компании «Интеррос»

«Цифровое искусство» — первый в России проект по выпуску NFT (Non-Fungible Token), полностью соответствующих российскому законодательству, без участия зарубежных платформ и криптобирж. По мнению специалистов, благодаря такого рода высокотехнологичным проектам в области искусственного интеллекта музеи смогут находить средства на реставрацию шедевров из своих коллекций, привлекать к искусству новую, молодежную аудиторию, сохранять культурное наследие государства.

Дискуссия «Искусственный интеллект – угроза или благо для культуры» на Международном «Форуме объединенных культур». Фото: Международный «Форум объединенных культур»
Дискуссия «Искусственный интеллект – угроза или благо для культуры» на Международном «Форуме объединенных культур».
Фото: Международный «Форум объединенных культур»

В первый день работы международного Форума объединенных культур в малом атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа состоялась дискуссия «Искусственный интеллект — угроза или благо для культуры», в ходе которой был представлен проект «Цифровое искусство» — совместная инициатива Государственного Эрмитажа, компании «Интеррос» и платформы «Атомайз». В его основе лежит инновационный инструмент на базе гибридных цифровых прав (ГЦП), который позволяет аккумулировать средства на реставрацию музейных экспонатов.

Участники проекта рассказали, что в рамках этого проекта музей выпустил NFT трех отреставрированных фресок школы Рафаэля — «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис», «Венера, вынимающая занозу». Реставрация фресок проходила с 2017 по 2020 год, а в 2023 году Эрмитаж выпустил серию токенов, каждый из которых содержит изображение фресок до и после выполненных работ, что позволяет сохранять произведения искусства в цифровом виде на всех этапах реставрации. Каждое изображение было разделено на фрагменты-токены, описание которых выставлено на платформе «Атомайз».

Страница сайта проекта «Цифровое искусство». Фото: сайт проекта «Цифровое искусство»
Страница сайта проекта «Цифровое искусство».
Фото: сайт проекта «Цифровое искусство»

«Идея проекта — мы фиксируем и представляем на продажу то, что делается во время реставрации, а наши замечательные партнеры „Интеррос“ и „Атомайз“ находят пути, как все это делать абсолютно легально, — рассказал в своем выступлении Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. — Несколько лет назад мы пытались делать нечто подобное, но такой грамотно разработанной платформы, регулирующей область авторского права, тогда не было, и мы потеряли большую часть полученных средств. Теперь есть нормальная отечественная схема, соответствующая всем нормам российского законодательства, и все средства от реализации NFT мы сможем направлять на дальнейшую реставрацию. Кстати, процесс уже идет довольно успешно, свободных токенов осталось не так уж много».

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский во время панельной дискуссии "Искусственный интеллект: угроза или благо для культуры" в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума - Форума объединенных культур в Главном штабе Эрмитажа. Фото: Виктория Виатрис/фотохост-агентство ТАСС/TASS
Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский во время панельной дискуссии "Искусственный интеллект: угроза или благо для культуры" в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума - Форума объединенных культур в Главном штабе Эрмитажа.
Фото: Виктория Виатрис/фотохост-агентство ТАСС/TASS

Государственный Эрмитаж — первый российский музей, предложивший любителям искусства серию NFT, сделанных с шедевров мировой живописи, хранящихся в его фондах. В 2021 году музей выпустил лимитированную серию NFT, для чего были сделаны копии с картин «Куст сирени» Винсента ван Гога, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне, «Композиция VI» Василия Кандинского и некоторых других. Тогда было создано по два экземпляра NFT — один оставался в музее, другой был представлен на маркетплейсе Binance, организовавшем аукцион. Из-за несовершенства платежной системы два года назад Эрмитаж не получил все средства, на которые рассчитывал. Сейчас совместно с партнерами музей решил повторить попытку. Но некоторые специалисты относятся к этому скептически.

«Мне кажется, что в 2023 году странно говорить об актуальности NFT в искусстве, — считает Армен Апресян, искусствовед, кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. — В 2021 году действительно был небывалый всплеск интереса к этой теме, настоящий рыночный бум. Но уже осенью 2022-го появились статистические данные, показывающие существенное снижение интереса. Проблем у NFT много — юридических, эстетических, этических. Возможно, главная — это „нематериальность“ такого искусства».

Рафаэль, мастерская. «Венера и Амур на дельфинах». Около 1520. В процессе реставрации. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Рафаэль, мастерская. «Венера и Амур на дельфинах». Около 1520. В процессе реставрации. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Авторы проекта «Цифровое искусство» уверены, что проблемы закрепления и передачи прав интеллектуальной собственности им удалось успешно разрешить. По словам Алевтины Камельковой, генерального директора ООО «Цифровое наследие», основателя и управляющего партнера Findustrial Consulting Group, «Атомайз» была первой в стране платформой для выпуска и обращения цифровых активов (токенов), которой Банк России выдал соответствующую лицензию.

«Благодаря этому у нас появилась возможность в регулируемой среде с использованием технологии блокчейн выпускать токен, в котором заложено право интеллектуальной собственности на изображение, — рассказала Алевтина Камелькова. — Наше законодательство в цифровой сфере позволяет закрепить в ЦФА (цифровые финансовые активы. — TANR) как чисто финансовые права, так и права на интеллектуальную собственность в различных формах — право на изображение, на воспроизведение и так далее. Что и позволило нам запустить проект с Эрмитажем».

Рафаэль, мастерская. «Венера, вынимающая занозу». Около 1520. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Рафаэль, мастерская. «Венера, вынимающая занозу». Около 1520. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Как рассказала Алевтина Камелькова, изображение каждой фрески было разделено на сегменты, каждый токен содержит ссылку на уникальный видеоролик, фиксирующий первоначальный вид сегмента фрески, все этапы реставрации, то, как фреска выглядит по окончании работы, и то, как произведение было разделено на сегменты-токены. В каждый токен встроены и исключительные права.

По мнению представителей платформы «Атомайз», она создана не только как финтех для привлечения инвестиций в финансовом мире (ее основное предназначение — размещение финансовых инструментов), но и в том числе для организации проектов по сохранению культурного наследия для всех музеев. Проект с Государственным Эрмитажем — флагманский.

Страница сайта проекта «Цифровое искусство». Фото: сайт проекта «Цифровое искусство»
Страница сайта проекта «Цифровое искусство».
Фото: сайт проекта «Цифровое искусство»

«Если быть совсем точным — это такой продвинутый способ сбора пожертвований на реставрацию в данном конкретном случае, привлечения большого количества любителей искусства возможностями новых технологий, — поясняет Алевтина Камелькова. — Я сама купила себе один токен, и мне понравился такой современный и нетривиальный способ поддержать реставрационную деятельность известного музея. Это своего рода демократизация искусства, приближение высокого искусства к конкретному человеку. Здесь есть и игровой момент: покупка такого токена — почти опыт перформанса. Это такое же вовлечение в искусство, что в конечном итоге и является главной целью нашего проекта».

Сейчас, как планируют авторы проекта «Цифровое искусство», с помощью продажи NFT-объектов им удастся собрать средства на реставрацию картины Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур», хранящуюся в Эрмитаже.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+