18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

XV Красноярская музейная биеннале: расплескалась синева

Арт-объект «Ротонда Памяти и Славы» (2020). Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
Арт-объект «Ротонда Памяти и Славы» (2020).
Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Первый в России регулярный междисциплинарный арт-фестиваль отмечает 30-летие целым рядом новых выставочных проектов. Объединяет их главная тема биеннале — река Енисей, вдохновившая участников арт-экспедиций и обитателей художественных резиденций

Огромное бетонное здание на площади Мира в Красноярске проектировалось когда-то как сибирский филиал Центрального музея Ленина. Правда, эту функцию сооружение исполняло недолго: в 1987 году филиал торжественно открыли, а уже в 1991-м переименовали в музейный центр и два года спустя отдали под нужды современного искусства. В 1993 году здесь прошел фестиваль «Новые территории искусства», который впоследствии стали называть «нулевой биеннале» — именно от этого проекта отсчитывают историю Красноярской музейной биеннале.

XV Красноярская музейная биеннале. Музейный центр «Площадь Мира». Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале. Музейный центр «Площадь Мира».
Фото: Музейный центр «Площадь Мира»

Нынешней осенью форум проводится в 15-й раз. Его девизом стал палиндром «А в Енисее синева». Такой выбор комиссар биеннале Сергей Ковалевский обосновывает тем, что «новое экспозиционно-коммуникативное художественное событие проецируется на гуманитарную географию Приенисейского края». Метафора-перевертыш играет разными гранями значений в ряде художественных проектов. Два из них, относящиеся к параллельной программе, открылись на партнерских площадках еще в сентябре. Речь о трехчастной выставке «Остров», созданной красноярцами Алиной Долбилиной, Женей Иль и Сашей Михайловым, а также об аудиовизуальной инсталляции «Грот дружбы» от группы «Никаких оправданий». А основной проект биеннале вместе с набором специальных открылся для публики 26 октября — в том самом Музейном центре «Площадь Мира».

XV Красноярская музейная биеннале. Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале. Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале. Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале. Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале.
Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале.
Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале.
Фото: Музейный центр «Площадь Мира»
XV Красноярская музейная биеннале.
Фото: Музейный центр «Площадь Мира»

Главный герой здесь — река Енисей, как и было заявлено. Демонстрируются плоды нескольких арт-экспедиций, главным образом артефакты, которые «концептуализируют сибирское пространство от Кызыла до Норильска». Упомянутый Норильск высказывается и сам за себя: в гостевом проекте «PolArt. Полярная арт-резиденция: 2016–2023» представлены произведения трех десятков художников из разных регионов страны. Не убоявшись суровых условий, эти авторы, каждый по-своему, работали с норильским контекстом.

Здесь же, в музейном центре, показаны три специальных проекта: инсталляция «Зеркало реки», выставка «По волнам нашей памяти», имеющая подзаголовок «Сложные плакаты Дмитрия Рекина», и инсталляция Гриши Шарова «Память воды», переосмысляющая приснопамятный позднесоветский проект по повороту сибирских рек.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+