18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Центре «Зотов» образ Пресни отразится в калейдоскопе памяти

Московский Краснопресненский Универмаг. Секция «Парфюмерия». 1969. Фото: Государственный центральный музей современной истории России
Московский Краснопресненский Универмаг. Секция «Парфюмерия». 1969.
Фото: Государственный центральный музей современной истории России
№116, ноябрь 2023
№116
Материал из газеты

Ностальгическая выставка ведет отсчет от 1920-х годов: ее нарратив сформирован воспоминаниями жителей столичного района Пресня. Зритель увидит «Пресню индустриальную», «Пресню шумную», «Пресню зеленую», «Пресню красную» и даже «Пресню нездешнюю»

Для культурных институций, находящихся не в самом центре города, хорошим тоном является работа с локальным контекстом и памятью. Так, в экспозицию Музея авангарда на Шаболовке включены артефакты, связанные с историей района и во многом собранные по местным домам, а на Левашовском хлебозаводе в Петербурге работает мемориальная инсталляция, которая увековечивает память жителей близлежащих улиц, умерших в блокаду. Следуя тому же принципу, грядущую выставку Центра «Зотов» решили посвятить истории Пресненского района Москвы.

Диапозитив. «Вид на Белый дом и памятник участникам боёв на Красной Пресне».  Автор: Рахманов Н.Н. После 2004. Фото: Музей Москвы
Диапозитив. «Вид на Белый дом и памятник участникам боёв на Красной Пресне». Автор: Рахманов Н.Н. После 2004.
Фото: Музей Москвы

«Зотов» занимает конструктивистское здание хлебозавода-автомата, что обусловило магистральную концепцию проходящих здесь выставок — все они так или иначе связаны с наследием конструктивизма. Для проекта о Пресне эпоха зарождения и расцвета этого направления, то есть 1920-е годы, станет точкой отсчета. Как пишут кураторы Алла Мировская и Анна Замрий, «столетняя история ощущается как недавняя, генетически связанная с сегодняшним днем, опосредованная живой семейной и поколенческой памятью».

«Хлебозавод №5». Фотограф: Грановский Н.С. 1947 г. Сегодня в этом здании расположен Центр «Зотов». Фото: Музей Москвы
«Хлебозавод №5». Фотограф: Грановский Н.С. 1947 г. Сегодня в этом здании расположен Центр «Зотов».
Фото: Музей Москвы

Именно воспоминания местных жителей, найденные благодаря проекту «Прожито», будут формировать нарратив выставки. В частности, прозвучат аудиозаписи с воспоминаниями Владимира Высоцкого, Веры Чаплиной — «лучшей ударницы московского зоопарка», которая, став писательницей, сочиняла рассказы о его обитателях, а также Людмилы Маяковской — старшей сестры поэта, работавшей художником по тканям на Трехгорной мануфактуре (покажут и ее личные вещи, и ткани производства мануфактуры). Биологический музей им. Тимирязева предоставил на выставку редкие экспонаты из своей коллекции, а архив одной из местных школ — простреленные каски участников Великой Отечественной войны. Не обойдется и без искусства: работы нонконформистов Анатолия Зверева, Владимира Немухина, Эдуарда Штейнберга (все они некогда выставлялись в залах легендарного Горкома графиков на Малой Грузинской) будут соседствовать с произведениями современных художников.

Эдуард Штейнберг. «Композиция с птицей». Фото: Музей AZ
Эдуард Штейнберг. «Композиция с птицей».
Фото: Музей AZ

В том, что посетители любых возрастов получат незабываемый иммерсивный опыт, можно не сомневаться: за архитектуру отвечает художник, куратор и сценограф Алексей Трегубов (в его ярком портфолио — выставки «Игра с шедеврами» и «На языке правил и исключений» в Еврейском музее, а также «Русская сказка» в Третьяковке). «Это похоже на путешествие, когда ты надеваешь ботинки, закрываешь дверь и начинаешь продвигаться сквозь странное пространство, представляющее собой сплав деформированной архитектуры, разномасштабных объектов, всплывающих фрагментов памяти, — рассказывает он о том, что ждет зрителя. — В основу идеи пространства выставки лег исторический план района, пропущенный через фильтр моих воспоминаний и впечатлений об этих местах и получивший за счет этого новый, измененный поэтический образ».

Негатив. «Краснопресненский парк», Москва. Автор: Агафонов. 1961. Фото:   Музей Москвы
Негатив. «Краснопресненский парк», Москва. Автор: Агафонов. 1961.
Фото: Музей Москвы

Зритель увидит «Пресню индустриальную», «Пресню шумную», «Пресню зеленую», «Пресню красную» и даже «Пресню нездешнюю», а круглое здание бывшего хлебозавода выступит своеобразным калейдоскопом, в котором эти образы перемешаются.

Центр «Зотов»
«Пресня: выставка моей памяти»
25 ноября – 11 февраля

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+