18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Такаси Мураками: «За годы я накопил опыт управления масштабными арт-проектами»

Такаси Мураками на выставке Tai Kwun Contemporary в Гонконге. 2019. Фото: Alex Maeland/Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co/Tai Kwun Contemporary
Такаси Мураками на выставке Tai Kwun Contemporary в Гонконге. 2019.
Фото: Alex Maeland/Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co/Tai Kwun Contemporary
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Звезда японского искусства рассказывает об аниме, капитализме и позаимствованной из «Звездных войн» модели управления его студией и объясняет связь между своей яркой графической эстетикой и мрачной реальностью

Уроженец Токио Такаси Мураками сотрудничал с ведущими модными брендами, создавал иллюстрации для альбомов знаменитых рэперов, его выставки проходили в крупнейших музеях мира. Такая успешная карьера отчасти зиждилась на ощущении, что ему «не хватало таланта» делать то, что могут некоторые из героев его аниме и манги. Узнаваемую эстетику Мураками во многом определило творчество ряда японских художников и режиссеров: Лэйдзи Мацумото, Кацухиро Отомо, Хаяо Миядзаки и Хидэаки Анно. Последний «уже сделал все, что я когда-либо хотел», уверен Мураками. Он изучал изобразительное искусство и традиционную японскую живопись нихонга в Токийском университете, а в середине 1990-х перебрался в Нью-Йорк. Среди западных веяний, повлиявших на его творчество, — апроприация поп-культуры Энди Уорхола и монументальность Ансельма Кифера, а также заигрывание с капитализмом в стиле Джеффа Кунса и Дэмиена Хёрста. К сквозным персонажам в произведениях Мураками, таким как похожий на Микки-Мауса Мистер ДОБ или забавные улыбающиеся цветы, недавно присоединился более мрачный «архат», вдохновленный образом просвещенного буддиста-странника.

БИОГРАФИЯ
Такаси Мураками
Художник

Год и место рождения
1962, Токио

Живет и работает
Сайтама, Токио, Нью-Йорк

Образование 
1986–1993, Токийский университет искусств

Ключевые выставки
Галерея Serpentine, Лондон (2002); Музей современного искусства, Лос-Анджелес (2007); Бруклинский музей, Нью-Йорк (2008); Музей Гуггенхайма, Бильбао (2009); Версальский дворец, Париж (2010); Художественный музей Мори, Токио (2015);
Музей современного искусства «Гараж», Москва (2017); Чикагский музей современного искусства, Чикаго; Музей изящных искусств, Бостон; Tai Kwun Contemporary, Гонконг (2019)

Еще…

Нынешняя выставка Мураками в Музее азиатского искусства в Сан-Франциско включает более 70 произведений, охватывающих разные этапы карьеры художника. Особый акцент сделан на недавние работы, что появились в результате пандемии и освоения NFT. Не обойдется и без фирменных «монстров», вдохновленных научной фантастикой и мангой, а также детскими впечатлениями от знаменитого жутковатого полотна Франсиско Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына» (1820–1823).

Как появилась идея вашей новой выставки «Незнакомые люди: раздувание чудовищного человеческого эго»? И к чему отсылает ее название?

Куратор Лаура Аллен из Музея азиатского искусства в Сан-Франциско пришла ко мне с предложением сделать выставку в 2019 году, ее тема и название основаны на идеях, возникших во время наших с ней бесед. Когда началась пандемия, у меня сорвалось несколько выставок, поэтому появилось свободное время, которое я использовал для создания работы «Незнакомые люди» (2020–2022). Она сильно отличается от всех моих предыдущих. За этот период Лаура приходила ко мне в студию раз пять или шесть, задавала множество вопросов, и в конце концов мы решили сделать эту работу главным экспонатом выставки.

"Незнакомые люди" (2020-2022) — это ответ Мураками на то, как изменилось поведение людей, особенно в социальных сетях, во время пандемии. 2020–2022. Фото: Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co
"Незнакомые люди" (2020-2022) — это ответ Мураками на то, как изменилось поведение людей, особенно в социальных сетях, во время пандемии. 2020–2022.
Фото: Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co

«Незнакомые люди» — отсылка к тому, как мы изменились во время пандемии. Можете рассказать об этом подробнее? Как за этот период изменилось ваше творчество?

Когда разразилась пандемия, выяснилось, что люди, которые до этого казались добрейшими и милейшими созданиями, внезапно словно посходили с ума. Я лично наблюдал, как оскорбления и троллинг в соцсетях становились все жестче. И вот что уяснил: если раньше я по привычке судил людей по их внешности и настроению в личном общении, то неприглядная человеческая природа, что выплескивалась через социальные сети, оказалась чрезвычайно странной и абсурдной. Моей попыткой визуализировать это открытие стала картина «Незнакомые люди».

Ваше искусство связано с различными художественными иерархиями — как западной, так и японской культур. Новая работа обыгрывает эти нормы или подрывает их? И как она связана с вашей идеей «суперплоскости»?

Моя теория «суперплоскости» апеллирует к состоянию Японии, связанному с невозможностью воспрянуть, подняться с опустошенной, выжженной и разоренной земли после сокрушительного поражения во Второй мировой, а также спровоцированным этим ощущением «плоскостности» нездоровым комплексом. Исходя из этой теории, я указываю на состояние смирения: хоть мы и не способны построить свою цельную историю как независимая нация, мы все же можем порождать сюжеты, важные для человечества, и это связано с повседневными мыслями и чувствами людей, которые все еще живы, и такие нарративы действительно работают.

Такаси Мураками. «Bacon: Scream». 2019.  Фото: Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co
Такаси Мураками. «Bacon: Scream». 2019.
Фото: Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co

Вы сотрудничали с такими известными модными брендами, как Louis Vuitton и Vans, а также создавали свой «мерч». И в то же время критиковали некоторые элементы потребительской культуры, утверждая, что идете по стопам таких художников, как Дэмиен Хёрст и Джефф Кунс, которые «борются» с капитализмом. Можете объяснить, что вы имели в виду?

Капитализм в Японии не прижился как следует. Грубо говоря, у нас капитализм развивался внутри надзирающего общества, что характерно для азиатских стран, вот почему это не классический капитализм, нацеленный на обогащение. Я переосмыслил все это после землетрясения в Тохоку в 2011 году. И то, как мы общались в метавселенной во время пандемии, тоже расставило все на свои места.

Целью искусства издавна было утешение социально привилегированной и финансово обеспеченной верхушки. Но сегодня, когда у большинства людей достаточно еды, одежды и есть крыша над головой, чтобы жить, как богачи лет 200 назад, у них появилось больше свободного времени, и искусство им тоже необходимо — как ключ к разгадке великих тайн, возникших в их сердцах. Теперь задаваться вопросом, в чем же предназначение искусства, стало обычным делом. И в этом смысле, я думаю, возможность получить признание у широкой аудитории очень важна, а сотрудничество с крупными компаниями как раз это и дает.

Такаси Мураками на фоне своей огромной работы, созданной для выставки Tai Kwun Contemporary в Гонконге. 2019. Фото: Alex Maeland/Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co/Tai Kwun Contemporary
Такаси Мураками на фоне своей огромной работы, созданной для выставки Tai Kwun Contemporary в Гонконге. 2019.
Фото: Alex Maeland/Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co/Tai Kwun Contemporary

Как вы считаете, в западном искусстве все еще остался снобизм по отношению к ярким мультяшным персонажам и «захватам» поп-культуры в ваших работах?

Моя заслуга и одновременно ошибка в индустрии современного искусства состоит, наверное, в том, что я создал базу, основание, на котором люди, даже если у них нет никаких знаний по истории искусства, могут на голубом глазу объявить свое творение «искусством» — при условии, что оно выглядит как картина или скульптура. И в этом смысле я насадил на азиатском арт-рынке чудовищный обычай: якобы, если следовать созданному мной формату (например, спокойно воспроизводить «хитовый» мотив или определенным образом модифицировать структуру скульптуры), ваша работа будет выглядеть как искусство.

Землетрясение и цунами в 2011 году на северо-востоке Японии, в Тохоку, стали для вас сильным переживанием. Можете рассказать, как трагедия повлияла на ваше творчество?

До этого землетрясения я полагал, что мое поле действия ограничивается миром современного западного искусства в США и Европе, следовал примеру Дэмиена Хёрста и Джеффа Кунса — моих современников, которые сконцентрировались на вопросе отношений искусства с капитализмом. Но став свидетелем стихийного бедствия в марте 2011 года, я мгновенно понял, почему Япония политеистична, почему наши предки поклонялись природе и почему полная вестернизация нашей страны невозможна. Когда человечество не имело доступа к той информации, что есть у нас сегодня, мы не считали себя главными героями в мире природы. Все, что осознавали люди тогда, — это то, что их окружают некие существа, находящиеся за пределами человеческого понимания, будь то боги или что-то еще. Я задумался о реалистичном восприятии искусства и религии в контексте природных катаклизмов и повседневности и решил быть более терпимым к своей реальности, что вдохновило меня на создание картины «500 архатов» (это панно 100 м в длину) и последующие работы.

Картина Мураками "Красный демон и синий демон с 48 архатами" (2013) сочетает в себе темы буддийской божественности, гравюры периода Эдо и современной японской культуры каваи. Фото: Phillips Auctioneers/Takashi Murakami/The Heller Group
Картина Мураками "Красный демон и синий демон с 48 архатами" (2013) сочетает в себе темы буддийской божественности, гравюры периода Эдо и современной японской культуры каваи.
Фото: Phillips Auctioneers/Takashi Murakami/The Heller Group

Переживание этого поворотного момента позволило мне совсем недавно найти свое место в еще одном важном этапе трансформации — с моими NFT-работами в метавселенной. Хотя NFT и криптовалюты в последнее время резко потеряли в цене, молодые люди, от подростков до 20-летних, ощущают реальность цифрового пространства и в ближайшие 10–15 лет внезапно и радикально изменят экологию мира. Мне, к счастью, удалось стать причастным к этому движению. В этом смысле землетрясение помогло мне переключиться с исследования отношений между капитализмом и искусством, что в результате обеспечило мне определенную степень свободы.

Когда-то вы сравнивали управление большой арт-студией с работой режиссера на съемочной площадке и даже рассказывали, каким образом документалка о закулисье «Звездных войн» повлияла на то, как вы организовали процессы в своей команде. Вы все еще верны тем принципам?

Сегодня в моей компании Kaikai Kiki трудится около 220 сотрудников. Три десятилетия назад мне просто было негде подсмотреть модель организации работы творческой студии, поэтому я учился на документалках про анимационную компанию Studio Ghibli Хаяо Миядзаки и фильмах о закулисье «Звездных войн». Я также говорил о фильме про съемки «Властелина колец» режиссера Питера Джексона. И хотя за прошедшие годы я накопил опыт управления масштабными арт-проектами и творческими коллективами, через несколько месяцев после начала пандемии моя компания чуть не развалилась, что выбило меня из колеи. Я понял, что не все у нас было гладко, и с тех пор я продолжаю изучать и внедрять способы, помогающие нам оставаться на плаву.

Такаси Мураками на фоне своей огромной работы, созданной для выставки Tai Kwun Contemporary в Гонконге. 2019. Фото: Alex Maeland/Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co/Tai Kwun Contemporary
Такаси Мураками на фоне своей огромной работы, созданной для выставки Tai Kwun Contemporary в Гонконге. 2019.
Фото: Alex Maeland/Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co/Tai Kwun Contemporary

Как за все время ваших занятий искусством эволюционировал ваш рабочий процесс — от первоначального замысла до результата?

Когда в 32 года я перебрался в Нью-Йорк, мне приходилось работать в одиночку, поэтому, даже если в голове возникали сложные концепции, я мог создавать только очень простые произведения, за которые мне было стыдно. Теперь же я могу делегировать то, что задумал, своим многочисленным сотрудникам и воплощать даже самые сложные мысли. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+