18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны

Уменьшенная копия коронационного портрета императрицы Александры Федоровны работы Джорджа Доу. 1830. Фото: ГИМ
Уменьшенная копия коронационного портрета императрицы Александры Федоровны работы Джорджа Доу. 1830.
Фото: ГИМ
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Отличаясь утонченным вкусом, супруга Николая I окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства. Многие из них прибыли в Москву из Петергофа, где императрица провела свои самые счастливые годы

Прусская принцесса Шарлотта (1798–1860), ставшая в России Александрой Федоровной, держалась в тени венценосного супруга Николая I, называя себя прежде всего «подругой» императора. С ролью подруги она, судя по многим свидетельствам, справлялась безукоризненно. Например, вечерами читала мужу вслух Вальтера Скотта, едва ли не единственного прозаика, которого тот ценил.

Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ

По поручению Николая шотландский архитектор Адам Менелас построил для императрицы уютный неоготический дворец «Коттедж» в Петергофе, в поместье Александрия, названном в ее честь. На гербе поместья — белые розы, любимые цветы Александры Федоровны, которую еще в юности близкие называли Blanche Fleur, по имени героини популярного рыцарского романа «Волшебное кольцо». Императрица дышала этой атмосферой романтики. Отличаясь утонченным вкусом, она окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства.

Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ

Недоброжелатели писали, что Николай I держал супругу «взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке», но сама она признавалась, что в Петергофе «была счастлива, как нигде больше». В выставочном комплексе Государственного исторического музея на выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» представлены и золото, и драгоценные каменья, и произведения живописи из собрания Александры Федоровны — всего 400 экспонатов.

Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ

«Это первая полномасштабная выставка из музея-заповедника „Петергоф“ на площадке Исторического музея, которая открывает проект показа в Москве сокровищ императорских резиденций, — рассказывает Мария Лемигова, начальник управления общественных связей ГИМ. — Экспозицию дополнят предметы из собрания Исторического музея, ранее не показывавшиеся. Например, впервые после реставрации будет представлен портрет императора Николая I работы Джорджа Доу, создателя Военной галереи Зимнего дворца».

Государственный исторический музей
«Петергоф. Сокровища российской императрицы»
До 12 февраля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+