18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Маленький рукотворный рай Марселя Бройера ждет нового заботливого хозяина

Бройер играет в шахматы с гостиной летнего дома в Уэллфлите. Фото: Marcel Breuer Papers, Syracuse University Library
Бройер играет в шахматы с гостиной летнего дома в Уэллфлите.
Фото: Marcel Breuer Papers, Syracuse University Library
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Сын знаменитого архитектора выставил на продажу модернистский летний домик на полуострове Кейп-Код, и местный фонд надеется собрать средства на его приобретение

В художественной истории Кейп-Кода, что в штате Массачусетс, особое место занимает Провинстаун, где проводили время Джексон Поллок, Юджин О’Нил и другие знаменитости. Но всего в паре десятков километров от него, близ городка Уэл­флит, в окружении деревьев прячется около сотни летних домиков, построенных по проектам архитекторов-модернистов и для них. Марсель Бройер (1902–1981), проектировщик нью-йоркского здания, в котором раньше располагался Музей американского искусства Уитни, и автор дизайна консольного стула модели «Ческа», спроектировал часть из этих домиков, в том числе один для собственной семьи.

У въезда в дом под каменной плитой, созданной скульптором Масаюки Нагарэ, покоится прах Марселя Бройера и его второй жены Конни. Теперь их сын, фотограф Тамаш Бройер, выставил дом на продажу, а основатель Фонда модернистских домов Кейп-Кода (CCMHT) Питер Макмахон объявил о начале кампании по сбору около $2 млн, необходимых, чтобы выкупить здание и превратить его в резиденцию для художников, архитекторов и ученых.

Летний дом Марселя Бройера в Уэллфлите, штат Массачусетс, построенный в 1948 году. Фото: Raimund Koch
Летний дом Марселя Бройера в Уэллфлите, штат Массачусетс, построенный в 1948 году.
Фото: Raimund Koch

Бройер начал строить летний дом под Уэлфлитом в 1948 году, через несколько лет после того, как побывал здесь в гостях у друга и коллеги Сержа Чермаева. Эта поездка так вдохновила Бройера, что он купил участок земли неподалеку. Дом спроектирован на сваях, чтобы создавалось впечатление, что он парит в лесу, и с крыльцом, выходящим на три пруда. «Как фотоаппарат на штативе-треножнике», — писал архитектор.

Марсель Бройер переехал в США из Германии в 1937 году, чтобы по приглашению своего наставника и основателя Баухауса Вальтера Гропиуса преподавать архитектуру в Гарвардском университете. Там, по словам Барри Бергдолла, профессора Колумбийского университета, он «открыл для себя определенные аспекты американской традиции и уклада и переосмыслил их». Вдохновившись остекленными верандами Новой Англии, Бройер создал собственную версию и использовал ее, чтобы «открыть» свой летний дом окружающему пейзажу.

«Дом служит образцом его архитектурного мастерства и изобретательности, — поясняет Бергдолл. — Это замечательное здание само по себе и прообраз подхода, в котором Бройер соединил дух Баухауса с традициями американского загородного домика. Впоследствии он воспроизвел этот прием в домах, построенных для ряда его друзей, которые составили неформальное сообщество в лесах Уэлфлита».

Бройер со своей дочерью Ческой и другом семьи на крыльце дома. Фото: Tamas Breuer
Бройер со своей дочерью Ческой и другом семьи на крыльце дома.
Фото: Tamas Breuer

Бройер проводил здесь летние месяцы вместе с семьей, нередко в компании гостей, в числе которых были архитекторы Ээро Сааринен и Флоренс Нолл, художники Александр Колдер и Сол Стейнберг. Бройеры и их друзья и приятели, жившие поблизости и приезжавшие сюда на лето, часто собирались в этом доме на коктейльные вечеринки, беседы и заплывы в близлежащих прудах. «Это был тесный круг художников и интеллектуалов, которые обожали уединение», — говорит Бергдолл. Их дети играли друг с другом, и атмосфера «напоминала скорее единый жилой комплекс, чем отдельные хозяйства».

«Это были не только дома для летнего отдыха, но и пространство для творчества с оборудованными мастерскими и неформальными научными собраниями, — поясняет архитектор Питер Макмахон, чье детство тоже прошло в одном из модернистских домов в окрестностях Уэл­флита. — Здесь жили и бывали художники, писатели и архитекторы, которые вели политические дебаты и работали. Это было очень разнообразное культурное сообщество». В 2007 году Макмахон основал фонд CCMHT, деятельность которого направлена на возрождение этого духа художественного единения. Он уже спас и восстановил четыре модернистских дома, где теперь организуют резиденции и мероприятия для местных школ и университетских факультетов архитектуры. Кроме того, эти дома можно арендовать на неделю, чтобы прочувствовать их атмосферу. «Трудно понять дом, если вы в нем не спите», — считает глава CCMHT.

Макмахон испытывает особые чувства к Бройеру, которого называет своим «ментором в сфере дизайна». Сейчас он добивается внесения уэлфлитского дома Бройера в Национальный реестр исторических мест США, что поможет защитить здание, если в будущем кто-нибудь захочет его снести. «Земля гораздо дороже самого дома», — объясняет он. Макмахон в восторге от того, что здание отлично сохранилось и почти не изменилось после смерти хозяина. Вся мебель в нем создана самим Бройером, и это делает его настоящей мемориальной капсулой дизайна. Кроме того, здесь хранятся книги и произведения искусства, многие из которых Бройеры получили в подарок от друзей и соседей, в том числе от Колдера, Пауля Клее и Йозефа Альберса.

Рисунок дома Марселя Бройера, выполненный художником Дейлом Бирдом в 1948 году. Фото: Grosse Pointe Library Foundation
Рисунок дома Марселя Бройера, выполненный художником Дейлом Бирдом в 1948 году.
Фото: Grosse Pointe Library Foundation

«Макмахон по-на­сто­яще­му глубоко понимает эти дома», — отмечает Бергдолл, называющий строение Бройера «волшебным». Это яркая иллюстрация стремления участников Баухауса создавать гезамткунстверки — от уникальных столов, диванов и ковров ручной работы до того, как сама постройка парит среди сосен. «Бройер виртуозно встроил этот дом в лесной пейзаж, и его уроки до сих пор актуальны, — уверен Бергдолл. — Он демонстрирует, как архитектор может переосмыслить традицию, ответственно используя пейзаж». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+